С первого ноября Роскомнадзор начинает контролировать VPN-сервисы и блокировать те из них, которые способствуют получению доступа к уже заблокированным в российском сегменте Интернета сайтам. Таким образом планируется ограничить распространение противоправного контента.
После введения строгих мер в отношении сайтов, промышляющих публикацией противозаконных материалов, вся страна познакомилась с новой аббревиатурой — VPN. Virtual Private Network, или виртуальные частные сети, задумывались из самых лучших побуждений, но, как это случается со многими изобретениями, попали не в те руки.
Анонимайзеры или VPN-сервисы позволяют пользователям посещать сайты как бы из-за границы. Сигнал от пользователя идет на VPN-станцию, откуда уже под иностранным IP-адресом пользователь продолжает свои странствия по Сети.
В некоторых случаях подобные системы действительно оправданы. Так, например, некоторые организации используют VPN-сервисы для защиты своей коммерческой информации. Забегая вперед, скажем, что их нововведение Роскомнадзора не коснется, если круг пользователей таких частных сетей определен заранее, а сама сеть используется для обеспечения трудовой деятельности тех, кто ими пользуется. Это касается, например, банков, широко использующих внутренние VPN.
Впрочем, и остальным владельцам VPN не стоит беспокоиться, если, конечно, они не предоставляют россиянам доступ к тем сайтам, которые уже заблокированы в открытом доступе за противоправный контент. Более того, нарушители будут не только заблокированы, но и исключены из поисковой выдачи, ради чего Роскомнадзор сотрудничает с популярными российскими поисковиками.
Таким образом, видимо, планируется мотивировать держателей VPN-сервисов самостоятельно заблокировать доступ к запрещенным сайтам. Блокировка Роскомнадзора не вечная, и когда нарушитель ликвидирует недочеты, его разблокируют. Но вот отвоевывать свое место в поисковой выдаче придется заново.
Человеку, далекому от тонкостей организации Интернета, такие меры могут показаться немотивированными, однако это не так. Пользуясь услугами бесплатных VPN-сервисов, пользователь фактически предоставляет всю свою личную информацию сторонним людям. Причем, если человеку понадобился именно VPN, значит, информация действительно стоит того, чтобы относиться к ней бережно. Учитывая участившиеся случаи воровства данных с компьютеров, даже платные анонимайзеры, хранящие данные пользователей где-то за рубежом, становятся потенциальным источником больших проблем.
Нельзя забывать и о возможности использования доступа к компьютеру пользователя различными злоумышленниками, цели которых могут быть никак не связаны с конкретным владельцем компьютера. Многие слышали о так называемых DDoS атаках, но не все понимают, что это такое. Суть DDoS атаки в том, чтобы перегрузить сервер-жертву множеством бессмысленных запросов. Для этого необходим контроль над тысячами компьютеров, и один из самых популярных методов получения такого контроля — VPN-сервисы. Так, например, были использованы в преступных целях компьютеры пользователей сервиса Hola.
Казалось бы, потенциальный вред от использования VPN-сервисов очевиден, однако не все пользователи готовы признать, что Интернет не может оставаться территорией, свободной от любого контроля. О перспективах глобальной Сети и инициативе Роскомнадзора корреспондент побеседовал с доктором политических наук, профессором факультета международных отношений СПБГУ Игорем Николаевичем Барыгиным.
В первую очередь нас интересовало, есть ли у Роскомнадзора заранее составленный список потенциальных нарушителей, или работа будет строиться по той же схеме, которую задействовали после вступления в силу закона о блокировке сайтов с противоправным контентом. Эксперт высказал мнение, что поскольку о новой инициативе Роскомнадзора было объявлено заранее, то можно предположить, что некоторые сервисы уже находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Также Игорь Николаевич рассказал о том, как повлияет сегодняшнее нововведение на развитие глобальной Сети.
Может ли Россия, вводя подобные меры, стать примером для остального мира и поспособствовать усилению кибербезопасности не только в своем сегменте интернета, но и на глобальном уровне?
Сложный вопрос. Может, но пока нет конкретных результатов рассуждать на эту тему рано.
По историческим меркам Интернет — молодое явление. Между изобретением книгопечатания и повсеместным введением контроля над выпуском печатных изданий прошло более полутора столетий.
Как вы считаете, долго ли придется ждать «правового» интернета?
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.Вы знаете, у нас в политологии есть такая очень серьезная фраза: не надо заниматься прогнозированием, все равно ничего не получится. Будем надеяться на лучшее.