В Москве развернута самая масштабная реставрация памятников архитектуры за всю историю города, заявил Сергей Собянин во время своего посещения Дома Наркомфина.
«В год сдается более 100 объектов после их реставрации. Таким образом, за последнее время количество памятников архитектуры, которые находятся в аварийном или неудовлетворенном состоянии, сократилось в разы», — сказал Мэр Москвы.
По его словам, несмотря на это, в столице еще есть объекты, которые находятся в плохом состоянии. «Один из них — это Дом Наркомфина, самый известный образец конструктивизма не только в Москве, но и, я думаю, во всем мире. Слава богу, теперь появился эффективный консолидированный собственник — частник, который заказал проект реставрации этого удивительного здания. И я все-таки надеюсь, что теперь судьба этого замечательного объекта находится в безопасности, и через года два москвичи и весь мир увидят отреставрированный дом, который, конечно, является гордостью архитектуры», — отметил Сергей Собянин.
По словам Сергея Кириленко, главного акционера компании «Инвесттраст» — инвестора проекта, реставрацию должны завершить через два года. «Планируется дому оставить ту функцию, которая была: это большой жилой блок (46 квартир) и —коммунальный блок, позволяющий людям полноценно, нормально жить. Они соединены между собой переходом», — сказал он.
Реставраторы постараются сохранить дух того времени, когда строился Дом Наркомфина, а русская авангардная архитектура являлась примером для всего мира, заявил Алексей Гинзбург, научный руководитель проекта, внук архитектора, который строил это здание. «Надеюсь, что мы сможем в полной мере отреставрировать это здание: речь идет и о его внешнем виде здания, его фасадах, и о внутреннем — его структуре, об интерьерах квартир, даже об инженерных системах и о том, как весьма оригинально сделаны конструкции этого дома», — добавил он.
Образцовый пример конструктивизма
Жилой комплекс на Новинском бульваре, так называемый Дом Наркомфина, был построен в 1928–1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР.
Состоящее из двух корпусов (жилого и коммунального) здание является образцовым примером архитектуры конструктивизма. При его строительстве были использованы новаторские для своей эпохи объемно-пространственные и планировочные идеи, проработаны вопросы колористики и инсоляции помещений, применены экспериментальные материалы и конструкции (каркас сделан из монолитного железобетона, наружные и внутренние стены — из бетонитовых пустотелых камней, стены и перегородки — из фибролита).
В 1987 году Дом Наркомфина взяли под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.
Жилые ячейки и летняя терраса
Жилой корпус Дома Наркомфина представляет собой шестиэтажное здание длиной 85 метров и высотой 17 метров. В торцах расположены лестничные клетки, всего две на всю длину.
Первый этаж высотой 2,5 метра состоит из круглых столбов — элементов каркаса здания.
На остальных этажах расположены квартиры — жилые ячейки, по терминологии 1920-х годов, — разных типов.
На втором и третьем этажах расположены квартиры для больших семей (тип К) площадью 90 квадратных метров.
На четвертом и шестом этажах — малометражные квартиры (тип F) площадью 37 квадратных метров.
В торцах дома, по обеим сторонам от лестниц, с входом непосредственно с лестничных клеток находятся квартиры типа 2F— сдвоенная ячейка типа F с двумя жилыми комнатами, а также столовой, передней, ванной, уборной и кухней.
В надстройке на уровне седьмого этажа — несколько комнат без отдельной ванной и туалета. Они рассчитаны на одного и несколько человек.
В этой же надстройке расположена бывшая квартира наркома финансов РСФСР Н.А. Милютина, по заказу которого и был создан проект дома.
Для отдыха на открытом воздухе жильцы дома могли использовать лоджию на втором этаже, соединенную с коридором, а также плоскую кровлю с солярием (шезлонги) и цветником.
Коммунальный корпус дома представляет собой почти кубическое по объему четырехэтажное здание (сторона куба — 10 метров). Каждые два этажа объединены между собой двусветными пространствами, обращенными на север и освещаемыми стеклянной стеной-экраном. Нижняя часть предназначалась под спортивный центр, верхняя — для столовой, помещений для отдыха и библиотеки. На плоской крыше здания была организована летняя терраса с металлической перголой.
Дом переходного типа
Дом Наркмофина также называется домом переходного типа, символизируя переход от старого типа расселения к новому бытовому укладу. Его отличает ряд особенностей.
Жилые ячейки, предназначенные для индивидуального проживания семей, обеспечены минимально необходимыми элементами быта. Предполагалось, что значительную часть времени жильцы будут проводить в общественных помещениях дома. Кроме того, архитекторы предприняли попытку создать оптимальное по меркам эпохи жизненное пространство. Для этого внедрялись новаторские для своего времени конструктивные и архитектурные решения — планировочные решения ячеек, инсоляция, колористика интерьеров.
В Доме Наркомфина присутствует зримое, материальное воплощение конкретно-исторических концепций, во многом определивших жизнь людей в XX веке.
Архитектурные принципы, разработанные Моисеем Гинзбургом и примененные при строительстве Дома Наркомфина, были переняты и реализованы в мировой архитектурной практике. В частности, в построенном в Бреслау (Вроцлав) по проекту Ганса Шаруна общежитии для холостых (1929 год), в проекте Ле Корбюзье «Марсельская жилая единица» (Unitéd‘Habitation) (1945–1952 годы), который послужил прототипом для «жилых единиц», построенных Ле Корбюзье с некоторыми изменениями в 1957–1959 годах в Нант-Резе, Берлине, Брие-ан-Форе, а также позднее по его проекту в Фирмини (1968 год).
Разработанный авторами проекта социально-бытовой уклад жизни сохранялся в первые годы существования Дома Наркомфина. Прачечная, детский сад, столовая, спортивный зал, солярий широко использовались жильцами дома и жителями соседних зданий.
Позднее практически все трехкомнатные квартиры нижних этажей жилого корпуса достаточно быстро превратились в коммунальные, а функция коммунального корпуса была изменена. Сначала его переделали под типографию, а впоследствии приспособили под конструкторское бюро.
В 1940–1970-е годы значительным изменениям подверглась объемно-пространственная структура комплекса. В жилом корпусе полностью застроили первый этаж. Часть открытой террасы на крыше включили в состав квартиры седьмого этажа. К южной лестничной клетке на западном фасаде пристроили лифтовую шахту.
В коммунальном корпусе надстроили пятый этаж. На первом этаже со стороны южного и восточного фасадов возвели две бытовые пристройки. Витражное остекление первого и второго этажей северного фасада заменили капитальной стеной, а также устроили деревянные межэтажные перекрытия.
С момента постройки в здании не проводился ни капитальный ремонт, ни реставрация. Из-за многочисленных перепланировок внутреннего пространства квартир были изменены площади и конфигурации кухонных зон и санузлов. Также были заложены оконные проемы антресольного яруса. В большинстве квартир поверх исторического покрытия полов уложен паркет.
В 2006 году Дом Наркомфина был включен в список 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой уничтожения (World Monuments Watch List of 100 MostEndangeredSites). Этот перечень формируют в некоммерческой организации World Monuments Fund.
К 2016 году общее техническое состояние Дома Наркмофина оценивалось как неудовлетворительное. Практически полностью уничтожена его историческая материальная среда, утрачены ценные архитектурные и художественные элементы — дверные и оконные блоки, поручни и ступени лестниц, ограждения балконов, инженерное оборудование, элементы освещения, оригинальные отделочные материалы, нарушена система водоотведения, гидроизоляция. Коммунальный корпус и часть помещений жилого корпуса находились в аварийном состоянии и не эксплуатировались.
Спасение памятника конструктивизма
Возможность комплексной реставрации Дома Наркомфина появилась в 2016 году — после консолидации прав собственности на помещения в здании в руках единого собственника ООО «Лига прав».
В 2015–2016 годах был разработан проект реставрации памятника архитектуры, основанный на комплексных научных исследованиях. В качестве главного архитектора проекта был приглашен Алексей Гинзбург — внук архитектора Моисея Гинзбурга.
Реализация проекта началась в июле 2017 года.
Сейчас демонтируются поздние надстройки и пристройки к историческому объему здания. В частности, проект предусматривает демонтаж надстроенного мансардного этажа и хозяйственных пристроек коммунального корпуса.
Часть первого этажа жилого корпуса, задуманная авторами как свободное пространство с сеткой колонн-опор, будет раскрыта от поздних пристроек. Благодаря этому Дому Наркомфина будет возвращен один из его главных признаков — композиция дома-корабля. Будет восстановлена историческая планировка первого этажа, включая галерею, вестибюльную группу, лестницу. Вновь появится большое открытое рекреационное пространство, включающее незастроенную часть первого этажа.
По историческим аналогам будут реставрированы и воссозданы элементы фасадов. Это будет сделано в соответствии с историческими аналогами. В их числе — витраж коммунального корпуса, оригинальные приямки со световыми фонарями, предназначенные для освещения подвальных помещений жилого и коммунального корпусов, оригинальные цветочницы жилого корпуса, оконные и дверные блоки, элементы инженерных коммуникаций, винтовая лестница на кровле, ограждения балконов и кровли.
На западном фасаде жилого корпуса на месте разбираемой поздней пристройки (шахте пассажирского лифта) на всю высоту здания устроят лифтовую шахту из современных несгораемых конструкций в объеме исторической трубы котельной.
Несущий железобетонный каркас здания останется без изменений. Его отреставрируют в соответствии с конструктивными решениями.
В здании планируется восстановить характерную схему инженерных коммуникаций внутри стен и перекрытий, систему гидроизоляции и схему озеленения. По сохранившимся аналогам будет воссоздано оригинальное наполнение внутренней среды дома — исторические радиаторы, кухонные элементы, сантехнические приборы, электроустановочные элементы, осветительные приборы, оконная и дверная фурнитура.
Также будет восстановлена историческая планировка коммунального корпуса — двусветные пространства залов, освещаемые стеклянной стеной-экраном, сетка несущих колонн, исторический объем лестницы, объединяющий все этажи корпуса с улицей крытым переходом, ведущим в жилой корпус. В подвале коммунального корпуса будут устроены подъемник с доступом на каждый этаж и санузлы.
Благодаря реставрации зданию возвратят историческую функцию, заложенную авторами проекта. Жилые ячейки, квартиры на седьмом и восьмом этажах и комнаты общежития жилого корпуса планируется использовать для постоянного и временного проживания. В подвале разместятся инженерные, технические помещения и помещение хранения. Здесь предполагается устроить ячейки-кладовые для каждой квартиры.
В составе входной вестибюльной группы главной лестницы планируется разместить музей.
Кровли жилого и коммунального корпусов, задуманные как солярий и рекреационная зона, вновь станут использоваться как общественные смотровые площадки. Здесь также планируется проводить различные мероприятия.
Коммунальный корпус, в котором до конца 1930-х годов располагалась столовая, снова станет предприятием общественного питания. В надземной части здания расположатся залы для посетителей, в подвале — хозяйственные и технические помещения кафе.
Окружающую Дом Наркомфина территорию благоустроят. Здесь появится прогулочная зона с сетью пешеходных дорожек, видовыми площадками и оригинальной системой озеленения.
Работы по реставрации Дома Наркомфина планируется завершить в 2019 году.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.