Постоянные удары российской авиации и наступление правительственных сил в Сирии и Ираке сделали свое дело — группировка «Исламское государство» больше не производит нефть. Об этом, в частности, сообщает портал OilPrice. Соответственно, террористы не могут получать и прибыль от ее продажи на черном рынке. Однако ИГ оказалось очень гибким и быстро нашло новый источник финансирования.
До начала российской операции в Сирии ИГ практически беспрепятственно торговало нефтью. То, что террористы зарабатывают на нефти, ни для кого не было секретом. Россия прямо называла основного покупателя — турецкие бизнес-структуры, тесно связанные с высшим политическим руководством страны, включая президента Реджепа Тайипа Эрдогана. И тому предоставлялось большое количество доказательств. На Западе и в части арабского мира предпочитали закрывать на это глаза, указывая, что нефть у ИГ покупают некие «независимые» трейдеры в Сирии и Ираке.
Но когда в сирийском небе появились российские бомбардировщики, свободному передвижению колонн с топливом был положен конец. Конечно, группировка продолжала торговать нефтью, но делать свободно это уже не получалось. Так, постоянные авиаудары поставили крест на нефтедобыче в Дейр-эз-Зоре, где ежедневно добывалось 34-40 тыс. баррелей «черного золота».
В этих условиях ИГ сосредоточилось на добыче в Ираке. Однако и здесь у них возникли проблемы. Еще в апреле 2016 года террористы потеряли контроль над добычей в районе Тикрита, в результате чего бюджет группировки перестал получать $1 млн. в день. После этого ИГ сократило выплаты своим боевикам на 50%, а немногим позже — еще вдвое. Последнее наступление иракской армии в районе Мосула остановило добычу и в этом районе.
Однако боевики нашли новый источник финансирования своей преступной деятельности. Последний доклад Syria Deeply свидетельствует о том, что лишенные нефтяных доходов террористы перешли к торговле пшеницей. ИГ сегодня принадлежит большая часть так называемого плодородного полумесяца вне контроля сирийского правительства.
Исследователи из Барселонского центра по международным делам подсчитали, что стоимость почти 2,5 млн. тонн зерна из плодородного полумесяца сопоставима с нефтяными доходами группировки в период расцвета в 2014 году и в начале 2015 года. Так, сегодня фьючерсы на пшеницу на MATIF торгуются в диапазоне $177-188 за тонну (поставка в декабре и мае соответственно). При таком уровне цен указанный объем пшеницы будет стоить в районе $450 млн. При этом пшеницу продавать значительно проще, чем нефть, что позволит осуществлять сделки по вполне рыночным ценам.
«Мы не хотим отрицать важность других источников, но это простой факт, что ИГ случайно или намеренно занимало бывшие житницы (прим. Сирии и Ирака)», — рассказал исследователь Эккарт Вортц в комментарии Syria Deeply.
«Большая часть дохода ИГ изначально строилась на конфискациях и грабежах. Но вы можете сбыть украденный археологический артефакт только один раз. Вы можете получить выкуп за похищенного только один раз», — добавил он.
При этом ИГ и сегодня не оставляет грабежи и похищения. Недавно серия ограблений банков и похищений людей прокатилась по Мосулу. Считается, что эти статьи составляли третий по величине источник дохода группировки. Так, еще в конце 2015 года сообщалось, что поборы с населения, конфискации и вымогательства в совокупности приносят группировке столько же денег, сколько продажа нефти (подробнее об этом читайте: ИГ получает доходы не только от нефти).
Необходимо отметить, что ИГ несет не только материальные потери. За последние полтора года группировка потеряла 10 тыс. бойцов, четверть территории и боевой дух, важность которого сложно переоценить, пишет РБЖ. Однако группировка проявляет чудеса изворотливости в процессе выжимания денег из подконтрольных территорий. Кроме того, не надо сбрасывать со счетов и зарубежных спонсоров. Поэтому война против террористов в Сирии и Ираке еще далека от завершения.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.