После провала в Польше и Прибалтике американцы продолжают оказывать политическое давление на другие страны: так, вице-президент США Джозеф Байден решил просто надавить на премьер-министра Швеции Стефана Левена, но последний оказался не так прост, и подчиняться требованиям американцев не спешит. До этого подобным занимался бывший постпред США при ЕС Ричард Морнингстар.
Американцы не скрывают своего раздражения с возникновения проекта газопровода «Северный поток-2» в Германию по дну Балтийского моря. Главным образом он мешает американским производителям сжиженного природного газа, который они планируют перевозить морем в Европу.
Уже, пожалуй, и не счесть, сколько разного рода проблем и препятствий возникало в ходе российско-европейских переговоров по вопросам прокладки газопроводов. Даже первые две нитки «Северного потока» были согласованы с весьма большим количеством дипломатических уступок и ухищрений, а судьба «Северного потока – 2» и на сегодняшний день остаётся неизвестной.
Ни для кого не секрет, что Соединённые Штаты, можно сказать, польскими руками заблокировали прокладку «Северного потока-2», но сорвать сам проект им все же не удалось, хотя они не оставляют попыток это сделать. И теперь национальным интересам Америки, одним из приоритетов которых, несомненно, является стратегическое сдерживание России по всем направлениям, может послужить Швеция.
Не так давно шведское издание Svenska Dagbladet опубликовала статью, в которой выдвигалось предположение о том, что визит вице-президента США Джозефа Байдена в страну состоится для того, чтобы оказать давление на премьер-министра Швеции Стефана Левена. И это предположение, разумеется, оказалось верным.
В ходе пресс-конференции в Стокгольме Джозеф Байден заявил, что проект «Северный поток – 2» — это «плохая сделка для Европы». Также вице-президент добавил, что ни одна страна не должна использовать поставки энергоносителей в качестве инструмента дипломатии, явно намекая на то, что Россия якобы не упустит возможности оказывать влияние на Европейский Союз в дипломатической плоскости посредством своего монопольного положения на европейском рынке «голубого топлива».
Байден недвусмысленно дал понять, что Вашингтон расценивает проект «Северный поток – 2», как попытку Москвы «вбить клин между европейскими странами, которые нуждаются в поставках российского газа». Более того, вице-президент США не забыл выразить обеспокоенность Вашингтона относительно положения их новых главных союзников на постсоветском пространстве, отметив, что данный проект также нацелен на сокращение доходов Украины от транзита газа через её территорию, что, несомненно, расценивается в Белом Доме, как попытка Москвы оказать давление на Киев.
Следует отметить, что, несмотря на явное лидерство Германии среди стран ЕС, Швеция может создать массу проблем при согласовании проекта новой ветки газопровода. Не исключена и возможность полной блокировки проекта при худшем стечении обстоятельств, так как «Северный поток – 2» будет прокладываться через территориальные воды Швеции в том числе, и, разумеется, в пиковом случае Стокгольм может попросту запретить реализацию проекта.
Вот что заявил по этому вопросу глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов: «Мы никак не можем обойти согласование со Швецией. Эта угроза гораздо более значима, чем история с Польшей. Если не будет разрешения Швеции, то морскую часть трубы в ее водах построить будет нельзя. Поменять маршрут и обойти ее географически сложно. Вы же не будете класть трубу через Ледовитый океан. Из Питера надо пройти пролив и выйти из Балтики в Германию. Это как нельзя пройти Турцию, минуя пролив Босфор и Дарданеллы».
Безусловно, никаких серьёзных оснований для отказа у Швеции нет и быть не может. Единственная возможная зацепка, которая может быть использована шведским правительством для обоснования своей позиции, является экологическая составляющая вопроса. В Стокгольме могут заявить, что реализация «Северного потока – 2» может представлять угрозу экологической безопасности страны и на основании этого утверждать, о его недопустимости.
Однако в таком случае у Москвы будет встречный контраргумент, и речь сейчас идёт о уже реализованном проекте «Северный поток — 1»: как Швеция могла дать своё согласие на прокладку 2 ниток газопровода, если это предполагает высокие экологические риски?!
Когда шло согласование строительства первых двух газопроводных ниток («Северный поток – 1»), экологическая угроза анализировалась очень тщательно, и партнеры всё-таки пришли к выводу, что проект можно реализовать. Произошло это (согласование «Северного потока – 1») при фактическом отсутствии на дне Балтийского моря двух действующих ниток газопровода. В дальнейшем, как показала практика, ни к каким негативным последствиям это не привело: за все время работы двух веток газопровода «Северный поток – 1» не было зафиксировано ни одной серьёзной аварийной ситуации! Что же теперь может помещать проложить еще две нитки рядом с двумя уже действующими, если сейчас у наших шведских коллег есть перед глазами явное доказательство того, что это экологически безопасный проект?
Второй причиной отказа Швеции, которую можно выделить в сложившейся ситуации, является так называемая солидарность с украинскими европейцами. В Стокгольме могут сослаться на якобы заботу об интересах украинских потребителей, которые по результатам реализации проекта «Северный поток – 2» могут утратить ряд бонусов и преференции, получаемых Украиной от транзита российского газа через её территорию. Однако очевидно, что данный предлог является ещё более политизированным, и вообще носит явный антироссийский характер.
Подводя итог всему вышесказанному стоит отметить, что, несмотря на явное влияние американских дипломатов на шведское руководство, российское экспертно-аналитическое сообщество всё же допускает возможность выработки в Стокгольме действительно объективной и независимой позиции по этому вопросу. Однако никаких сомнений не остается в том, что если всё-таки Швеция настоит на отказе, то данное решение можно расценивать как полностью политически мотивированное, а сам прецедент станет очередным доказательством того, что европейские государства не в состоянии проводить по-настоящему суверенную и независимую политику.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.