В столице действует ситуационный центр Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС). Он контролирует электронные услуги поликлиник. Глава Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун рассказал в интервью mos.ru, чем занимаются операторы центра, для чего планируется оборудовать холлы поликлиник и кабинеты главврачей видеокамерами, как ЕМИАС поможет врачам скорой помощи и когда электронные карты заведут для девяти миллионов москвичей.
— Алексей Иванович, как работает ситуационный центр, информацию каких сервисов он анализирует?
— В ситуационный центр Департамента здравоохранения стекаются все данные о посещении поликлиник пациентами, о расписании всех врачей, времени ожидания приёма, о назначениях и направлениях, которые делают врачи поликлиник.
Сейчас в центре работают 12 специалистов, которые осуществляют мониторинг ситуации, анализируют поступающую информацию и готовят на её основе предложения по улучшению процессов. В их распоряжении современные компьютеры, информационные панели, новейшее программное обеспечение. У них есть доступ к любым данным о работе московских поликлиник и их филиалов. Сотрудники ситуационного центра — это аналитики, программисты, технологи, менеджеры, специалисты в области консалтинга. Их задача — получать и систематизировать данные о работе медицинских организаций, выявлять проблемные зоны и предлагать варианты решений.
На сегодняшний день наиболее востребованный и важный для нас сервис — самозапись пациента на приём к врачу. Второй — управление потоками пациентов внутри учреждения, а также между медицинскими организациями. И третий — это электронная медицинская карта, которая концентрирует в себе всю информацию о пациенте. Это те сервисы, которые уже работают, и ситуационный центр осуществляет непрерывный мониторинг параметров их работы.
— Как в центре узнают о проблемах в медучреждении?
— К примеру, если пациент проводит в очереди к врачу 40 минут и более, то эта информация поступает в ситуационный центр. Поликлиника, где это произошло, отображается на карте мониторинга красным цветом как проблемная. Это сигнал для того, чтобы пригласить руководство поликлиники к нам на беседу, чтобы выяснить, в чём проблема, и помочь устранить её.
Сегодня к ЕМИАС подключены все 47 столичных поликлиник с филиалами. Соответственно, все их данные уже открыты для ситуационного центра, но нам ещё предстоит подключить к ЕМИАС стационары и специализированные диспансеры (психиатрические, наркологические, онкологические), а также службу скорой помощи. Данные об их работе также будут поступать в ситуационный центр.
Чтобы владеть более подробной и объективной информацией, мы также планируем оснастить видеокамерами кабинеты главных врачей, холлы перед кабинетами дежурных врачей и терапевтов, вестибюли возле информационных стоек (регистратуры. — Прим. mos.ru) и инфоматов. Ситуационный центр сможет наблюдать в режиме онлайн за тем, есть ли очереди в поликлинике. Камеры в кабинетах главных врачей позволят мне лично обсуждать проблемные ситуации с руководителями, не вызывая их в Департамент здравоохранения.
— Алексей Иванович, а когда появятся видеоконференции и видеосвязь?
— Мы сейчас разрабатываем техническое задание для создания этого сервиса. Говорить о конкретных сроках его внедрения пока рано.
— А какие новые сервисы, значимые для пациентов, появятся в рамках ЕМИАС?
— Уже к концу этого года бригады скорой помощи, которые выезжают к пациенту на дом, будут оснащены планшетными компьютерами с доступом в ЕМИАС.
Врачи скорой смогут по дороге на вызов получить о пациенте исчерпывающую информацию: чем он страдает, какие заболевания являются сопутствующими, какие лекарства принимает, в каких больницах лечился, какие операции были ему сделаны и так далее. Об этом расскажет электронная медицинская карта пациента — копия амбулаторной медицинской карты. Сегодня они есть у одного миллиона москвичей, к концу 2017 года пациентов с электронными картами будет уже девять миллионов.
— В рамках ЕМИАС также планировали развивать телемедицину — виртуальные консультации врачей. На какой стадии работа над этим сервисом?
— Это технология будущего, несомненно. Но и здесь есть свои за и против. За телемедицину говорит тот факт, что при проведении удалённых консультаций от пациента не требуется перемещаться во врачебный кабинет. Также не нужно передавать медицинские данные на большие расстояния, например при общении «врач — врач». Однако в традициях нашей отечественной медицины всё-таки доминирует личное общение врача с пациентом.
Не всё может врач заметить при общении с использованием «Скайпа» или других технологий. Поэтому врачебные консультации по телефону, по телевизору, через камеру — это отдельная тема для разговора, и к этому нужно относиться крайне внимательно и аккуратно. Какие-то рекомендации, которые не касаются детального осмотра пациента, или просто обмен информацией практического свойства возможны. Мы будем двигаться в направлении создания и развития этого сервиса.
— Вы назвали приоритетным сервис самозаписи на приём к врачу. К каким врачам можно записаться онлайн, а к каким нельзя?
— Запись на приём к врачам первого звена, терапевтам и педиатрам полностью доступна. Система записи к врачу-специалисту тоже работает в полной мере. Другое дело, что не ко всем врачам-специалистам пациент может и должен записываться самостоятельно в принципе. Если человек с известным заболеванием регулярно наблюдается у конкретного специалиста, то прямая запись к нему существует и никак не ограничена. А если у человека есть только предположения о своём заболевании, то есть он сам себе поставил диагноз, в таком случае нужно сначала записаться к терапевту и уточнить, правильные ли мысли у него по поводу своего здоровья или нет. Иначе пациент может потерять своё время и потратить впустую время врача.
Сегодня, находясь на приёме, пациент может быть направлен на консультацию к другому специалисту или же на исследование. Врач может записать его со своего компьютера. Если пациенту неудобно сразу выбрать день и время для последующего визита, ему открывается электронная квота, и он может с её помощью чуть позже самостоятельно выбрать удобные для него день и время визита.
— После объединения поликлиник в комплексы не всегда понятно, к какому врачу и в какое медучреждение надо самостоятельно записываться на приём. Расскажите, куда обращаться в первую очередь?
— Оказание медицинской помощи в Москве организовано этапным образом. Первый уровень помощи — это привычные для нас поликлиники, как правило, это районные филиалы поликлинических объединений, которые находятся в шаговой доступности. Ещё пять лет назад в городе было 250 взрослых поликлиник. Качественно управлять таким количеством учреждений невозможно. В каждую из 250 поликлиник установить компьютерный томограф и другое современное оборудование, посадить 60 врачей-специалистов различного профиля и хорошего уровня тоже невозможно.
Поэтому 250 поликлиник были объединены в 47 самостоятельных юридических лиц, которые являются объединёнными поликлиниками. Каждое такое объединение состоит из головного подразделения и нескольких филиалов. Все головные подразделения и филиалы отображены на интерактивной карте в ЕМИАС. И мы получаем информацию обо всех этих учреждениях. В филиалах сосредоточены врачи первого уровня оказания помощи. Во взрослых поликлиниках приём ведёт терапевт (в детских — педиатр) и пять основных специалистов, к которым чаще всего обращаются граждане, — хирург, гинеколог, офтальмолог, уролог, оториноларинголог. Второй уровень — это специализированная помощь, которую оказывают, как правило, в головном подразделении. В этом же головном подразделении сосредоточены не только высококвалифицированные кадровые ресурсы, но и диагностическая медицинская техника: КТ, МРТ, ультразвуковые и эндоскопические аппараты экспертного класса и многое другое.
Уровень компетенций специалистов и их ресурсная обеспеченность в головных подразделениях сегодня не сравнимы с ресурсами и компетенциями тех врачей, которые пять лет назад вели приём в районных поликлиниках. И к любому такому специалисту можно попасть на приём в установленный срок — от семи до 11 дней. Если записаться не получается, то мы получаем об этом сигнал и принимаем меры.
— Алексей Иванович, как будет развиваться применение электронных рецептов, которые также являются одним из приоритетных сервисов ЕМИАС?
— Есть сервисы, развитие и внедрение которых значительно упрощает технологию медицинской работы. Например, электронный рецепт. Сегодня 97 процентов рецептов на бесплатные лекарства для льготных категорий граждан предоставляется в электронном виде. Однако воспользоваться этими рецептами наравне с традиционными бумажными пациенты могут лишь в аптечных пунктах при поликлиниках. В Москве семь тысяч аптек, из них 80 подведомственны Департаменту здравоохранения города. Я считаю, что было бы логичным подключить аптеки депздрава к обслуживанию электронных рецептов. Но когда мы подойдём к этому, пока сложно сказать.
— Сколько врачей сегодня ведут электронные карты? Как планируете мотивировать тех, кто ещё не освоил программу, подключаться к этому процессу?
— Как я уже говорил ранее, все врачи в московских поликлиниках будут вести электронные карты к концу 2017 года. Процесс их внедрения непростой и связан с введением новых технологий, с необходимостью обучения персонала. Сегодня уже треть врачей-клиницистов (32 процента) вносят записи в электронные карты пациентов. Подключить к этой работе необходимо ещё две трети врачей. Мотивирует нас сама жизнь и цифровые технологии, которые полностью заполняют нашу сферу. Поскольку электронная карта является универсальным инструментом, то в скором времени просто невозможно будет работать без неё. И мы создаём все условия для скорейшего её внедрения: проводим обучение и на рабочем месте, и на базе медицинских колледжей. Для этого есть все ресурсы и возможности.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.