Внезапная попытка военного переворота в Турции вынудила турецкие власти временно закрыть пролив Босфор для нефтяных танкеров и зерновых сухогрузов из соображений безопасности. Как это скажется на российском нефтяном и зерновом рынке и отразится на государственном бюджете?
Маршруты и объемы
За первые полгода 2016 года порт в Новороссийске отгрузил на экспорт через проливы Босфор и Дарданеллы около 41 миллиона тонн нефти и 16,8 миллионов тонн нефтепродуктов. За год эти показатели изменились не очень сильно: тогда нефти отгрузили в объеме 38,2 миллионов тонн, а нефтепродуктов — 16,7 миллионов тонн.
Все последние годы объемы российских поставок нефтепродуктов через Босфор падал. Это связано, в первую очередь, с вводом в эксплуатацию портов на северо-западе России у Балтийского моря. Кроме того, геополитические риски давали о себе знать. Так, «Транснефть», которая поставляет свою нефть через Босфор, обладает значительными резервными мощностями, которые позволяют компании свободно маневрировать и перестраховываться от таких рисков, как резкая смена политических режимов или попытка военного переворота в Турции.
Международный статус Босфора
Данные черноморские проливы работают в соответствии с принятой в 1936 году Конвенции Монтрё, поэтому считаются экстерриториальными. Односторонняя блокада проливов без объяснения причин может означать только начало военных действий. Но в ситуации гражданской войны и хаоса это мера — вынужденная для Турции.
Часть нефти, идущая через Новороссийск и Босфор, добывают в Казахстане и Азербайджане. В случае полной политической дестабилизации Турции, при которой проливы окажутся под угрозой полной блокировки со стороны радикальных сил, у России достаточно мощностей для того, чтобы перенаправить нефтяные потоки в Европу по трубопроводу «Дружба» или через активно растущие прибалтийские порты, в частности через порт Усть-Луга. Об этом полгода назад публично говорил президент «Транснефти» Николай Токарев.
Так что проблемы в проливах не помешают России исполнять свои обязательства перед иностранными государственными и частными компаниями в сфере энергетики. Блокировка Босфора и задержки поставок российской нефти в регионе могут быть выгодны только Ирану и Ираку, которым российская нефть является серьезным конкурентом в Средиземноморье. Но искать их «руку» в попытке военного переворота в Турции все же не стоит: игра явно не стоит свеч.
Нефтепровод «Дружба»
Нефтепровод «Дружба» считается крупнейшим в мире системой магистральных нефтепроводов, построенной в 1960-е годы, чтобы доставлять нефть из Сибири в Венгрию, Чехословакию, Польшу и ГДР. Северный участок проходит через территории Беларуси, Польши, Германии, Латвии и Литвы, южный — через территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии.
«Дружба» включает в себя 8900 километров трубопроводов, 46 насосных станций и резервуарные хранилища на 1,5 млн. кубических метров нефти. Ежегодно через трубопровод проходит около 66,5 млн тонн нефти, при этом по северной ветке проходит основной объем поставок — 49,8 млн тонн. Важно и то, что благодаря Балтийской транспортной системе (БТС-II) нефтепровод связан с российскими портами на Балтике, что упрощает ее транспортировку.
Опасен ли Босфор для российского рынка нефти?
Нет, сегодня блокировка проливов Босфор и Дарданеллы стратегически не угрожают российскому рынку нефти. Через эти проливы проходит не более 10-15% от общего объема экспорта «Транснефти», а резервные мощности самой компании таковы, что очень быстро и безболезненно переведут весь транзит на «Дружбу» и Балтику. Пока же в проливах скопилось около 17 танкеров, но такая ситуация происходила и ранее — по причине плохих погодных условий, поэтому политическая дестабилизация в Турции не угрожает России, ее экспортным обязательствам и государственному бюджету.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.