Замгоссекретаря США Виктория Нуланд на прошедшей неделе в очередной раз провела раунды челночной дипломатии в Киеве и Москве. Ее целью было продвижение закона о выборах на Донбассе в Верховной раде, а также согласование этого закона с Кремлем. Судя по всему, визит закончился либо какими-то мелкими подвижками, либо вообще ничем. Процесс политического урегулирования на Донбассе будет запущен лишь тогда, когда его не будет саботировать официальный Киев.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
Смысл всей посреднической миссии Виктории Нуланд и американской дипломатии в целом — в том, чтобы в ближайшее время на Украине не произошло очередного обострения ситуации, уровня января-февраля 2014 года.
«Главный интерес этой администрации — не допустить серьезной дестабилизации до перехода власти от нынешней администрации к следующей», — цитируют «РИА Новости» слова украинского политолога Михаила Погребинского.
Лучшим вариантом для этого США видят начало реализации политических статей Минских соглашений.
«Это будет способствовать миру и безопасности на Украине, это будет хорошо для отношений между Россией и Украиной, а также для отношений США и союзников с Россией, если мы сможем продвигаться в этом вопросе»,- заявил представитель Госдепа Джон Кирби.
В первую очередь США заинтересованы в проведении на Донбассе местных выборов, причем желательно до конца лета 2016 года. Эти выборы должны привести к легализации руководства ДНР и ЛНР в рамках украинского правового поля, после чего можно инициировать прямой диалог между Киевом и Донецком с Луганском и выйти на реализацию Минских соглашений к концу 2016 года. Собственно, Нуланд и приехала в Киев принуждать местные власти к принятию закона о выборах в ходе нынешней сессии Верховной рады.
«Нуланд хочет (…) чтобы 14 июля мы-таки проголосовали конституционным большинством за изменения в Конституцию в части особого статуса Донбасса. И в зависимости от этого будет и следующий транш от МВФ, и финансовая поддержка, и нелетальное оружие»,- говорит украинским журналистам замглавы Комитета Рады по интеграции Андрей Артеменко.
В Киеве Нуланд провела встречу с представителями администрации президента, а также со спикером Рады Андреем Парубием. Любопытно, что, по некоторым данным, фракции Рады, от которых и зависит решение по выборам, от встреч с Нуланд отказались, а Парубий ничего не решает и решать (в силу ряда объективных и субъективных причин) не может. Именно поэтому после встречи, смысл которой был в деэскалации конфликта, Парубий заявил о том, что «Украина продолжает надеяться на решение по летальному вооружению». В конечном итоге она встретилась и с президентом Украины (хотя его представители и говорили о том, что Порошенко не может выкроить на Нуланд время в своем графике). На которой они, судя по всему, не договорились.
ЗАЧЕМ ПОРОШЕНКО ВЫБОРЫ?
Перед Нуланд стоит очень сложная задача, ведь Украина принципиально отказывается легитимировать лидеров ЛНР и ДНР и вести с ними прямой диалог. Порошенко прекрасно понимает, что, начав этот диалог, он фактически признает гражданский характер конфликта на Донбассе. После этого украинская пропаганда уже не сможет позиционировать Захарченко и Плотницкого как террористов и абсолютное зло — они станут партнерами по мирному урегулированию.
С другой стороны, отказывать американской гостье нельзя: именно на поддержке США, а не на воле украинского народа держится легитимность нынешнего режима в Киеве. Поэтому Порошенко и его люди не отказываются от принятия закона — они лишь говорят о том, что принять его в нынешней ситуации очень непросто.
Во-первых, сложно говорить о реализации политических статей «Минска» до того, как не реализованы военные. В частности, не введен стабильный режим прекращения огня.
«В последний период активизировались действия российских военных… Мы просто удивлены такой вспышкой агрессии, которая длится уже более месяца»,- возмущается Андрей Парубий.
По словам спикера СНБО Александра Турчинова, именно в прошлом месяце Украина «понесла самые большие потери за последний год: 25 военнослужащих погибли, 98 получили ранения».
При этом элементарный анализ ситуации на предмет «кому выгодно» приводит к мысли о том, что обстрелы не нужны ни мифическим российским военным, ни самопровозглашенным республикам. Эти обстрелы ничего им не дают, кроме поддержания высокого уровня напряженности, разрушения инфраструктуры в ЛНР/ДНР, нагнетания атмосферы страха в республиках, которые мешают восстановлению экономики и возвращению мирных жителей в свои дома, а также дают противникам РФ в Европе основания для продления антироссийских санкций. А вот украинская сторона во всех этих пунктах как раз заинтересована, поэтому и инициирует обстрелы территории ДНР и ЛНР, на которые республики отвечают своими артиллерийскими ударами.
Вторым аргументом Порошенко является ситуация в Верховной раде. На сегодняшний день в ней нет 300 голосов для того, чтобы принять конституционные поправки по Донбассу. И не только потому, что значительная часть депутатов настроена против президента и его инициатив, — нынешний состав Рады слишком радикален для того, чтобы идти на серьезные политические компромиссы. Депутаты считают проведение местных выборов в нынешней ситуации (и тем более конституционные поправки о статусе Донбасса) элементарной легализацией «российской оккупации» региона. Теоретически Порошенко, конечно, может заняться «тушкованием» и перетянуть часть «майданных депутатов» на свою сторону, однако для конституционного большинства ему нужны голоса абсолютного большинства нардепов, представляющих осколки Партии регионов. А это может быть воспринято как контрреволюция.
Отчасти поэтому третьим аргументом Порошенко является стабильность самого режима. В Киеве Нуланд еще раз объясняли, что значительная часть украинского населения настроена против политического компромисса по Донбассу. И если Порошенко на него пойдет, то в стране может пройти очередной Майдан, по итогам которого во власть скакнут ультранационалисты.
СПАСИБО, НЕ НАДО
Поэтому в ответ на предложение Нуланд Петр Порошенко предлагает свой вариант — демонтаж ДНР и ЛНР как государственных структур и возвращение региона в правовое поле Украины без ополченцев и их лидеров, а потом уже — принятие конституционных поправок.
«Первое — должно быть прекращение огня. Второе — вывод российских войск с украинской территории. Третье — должен быть передан под контроль ОБСЕ неконтролируемый участок украинско-российской границы, а также линия соприкосновения и места, где должна находиться отведенная техника», — говорит украинский президент.
Некоторые эксперты считают, что Порошенко пытается тянуть время до конца года: в Киеве надеются, что преемник Барака Обамы на посту президента США будет более благосклонно относиться к антироссийскому проекту Украины, и даже даст на это больше денег.
Судя по всему, после Киева в Москву Нуланд поехала либо с пустыми руками, либо с очередными популистскими требованиями Киева, смысл которых в том, чтобы Москва отказалась их выполнять и Порошенко смог развести руками перед американцами. Киев согласен проводить выборы только в случае обеспечения их безопасности силами полицейской миссии ОБСЕ (на что не согласна не только Россия, но и не желающая подставляться под действия украинских провокаторов Европа), контроля за границей ЛНР и ДНР с Россией (что противоречит Минским соглашениям), проведения голосования и подсчета голосов силами ЦИК Украины (который может нарисовать нужные голоса). Кроме того, до сих пор не решен вопрос об амнистии — Украина отказывается проводить всеобщую амнистию лидеров ДНР и ЛНР до проведения выборов. Понятно, что Россия на такой вариант ответила отказом, предложив американцам и украинцам подумать еще. В ином случае, по мнению экспертов, Нуланд бы проводила не только рабочие встречи с Сурковым, но и говорила бы с высшим российским руководством.
Геворг Мирзаян
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.