Остров Свободы принял американского президента прохладно. В гаванском аэропорту Обаму встречали лишь министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес и дождь. Рауль Кастро не удостоил бывшего врага своим присутствием, хотя лично приезжал встречать папу Римского и российского Патриарха Кирилла. Легендарный Фидель тоже не планирует уделять ему время, несмотря на то, что он первый президент США, который посетил Кубу с 1928 года.
Тем не менее, Обама уже назвал этот визит историческим, и он может действительно стать прорывом в отношениях двух стран после десятков лет взаимной вражды. Дипломатические контакты между США и Кубой, разорванные в 1959-м, были восстановлены в прошлом году и даже получили благословение римского пантифика.В планах Обамы встретиться с нынешним главой Раулем Кастро, обратиться с речью к кубинскому народу, отдельно от этого пообщаться с местными диссидентами. Особое внимание президент США уделяет переговорам с кубинскими бизнес кругами, поскольку основной интерес Штатов на Кубе именно экономический.
Именно этот аспект и вызывает наибольшие опасения у Гаваны, многие в которой считают, что цель американцев одна – раз не удалось покорить остров свободы физически и различными санкциями, то нужно захватить его изнутри, подчинив себе все финансовые и производственные потоки в местной экономике. Некогда компаниям с материка принадлежало более двух третей экономики Кубы, в том числе 90% горнодобывающей промышленности, 90% электрической отрасли и телефонных фирм, 80% коммунальных предприятий, 80% потребления горючего, половину посевов сахарного тростника. После революции все эти производства были национализированы и Штаты потеряли многомиллиардные прибыли. Вполне возможно, что Белый дом решил взять реванш. В благие и добрососедские намерения американцев верится с трудом.
Сейчас на острове осталась только одна контролируемая Вашингтоном территория — военная база в Гуанатамо, где находится печально известная тюрьма для особо опасных преступников. Переговоры о закрытии учреждения, не смотря на все обещания Обамы, пока успехом так и не увенчались, однако, во время этого визита вопрос о судьбе тюрьмы и самой базы поднимать не предполагается.
Первым заговорил о необходимости изменений во взаимоотношениях двух страну экс-президент США Джимми Картер в 2002 году. Он предложил план из четырех пунктов: снятие ограничений на поездки на Кубу, отмена экономической блокады, решение имущественных споров, вызванных национализацией американской собственности после революции 1959 года и использование кубинской диаспоры в США как моста для сближения двух стран.
С мертвой точки дело сдвинулось при Джордже Буше-младшем, когда, при сохраняющемся эмбарго, фермерское лобби в конгрессе США добилось разрешения на поставку на Кубу сельхозпродукции. Правда, самими кубинцами это было воспринято неоднозначно. Несмотря на тотальный дефицит, импорт американского продовольствия существенно потеснил с рынков кубинских фермеров. Того же опасаются и сегодня, поскольку при полном снятии всех преград американский бизнес попросту сметет всё кубинское производство, не оставив местным шансов на выживание.
При Обаме эмбарго слегка ослабло. В частности, был отменен ряд ограничений на поездки, денежные переводы, открытие на Кубе представительств компаний, захода судов в порты островного государства. Однако о полной отмене санкций Вашингтон пока говорить не хочет, отказываясь идти навстречу Гаване в отношении определенных уступок.
Нынешний визит американского президента вряд ли что-то изменит. Обама старается не брать на себя никаких серьезных обязательств, доживая последние месяцы в Белом доме, поэтому поездка носит больше показательный характер. Об этом можно судить еще и потому, что вместе с собой на Кубу Обама взял не только первую леди, но даже дочерей и тещу.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.