На приморской земле национальные обычаи не исчезают. Дальневосточное Приморье – земля многонациональная. Кто-то освоился здесь раньше, кто-то – позже; кто-то добрался морем, кто-то – обозами, а кто-то – уже самолетом. Все мы привезли с собой традиции и обряды. И десятки лет спустя в крае живы обычаи, по которым можно определить национальность хозяина дома, не всматриваясь в разрез его глаз и не вслушиваясь в акцент. О нескольких национальных особенностях народов, населяющих Приморский край – в обзоре «Приморской газеты».
Осетины: традиции застолья
Широту кавказского застолья в Приморье сохранила осетинская диаспора. Содержание одного из самых дорогих праздников в какой-то степени определил боевой характер мужчин этой национальности. Более 15 веков осетины празднуют день святого Георгия Победоносца (Джеоргуыба – осетинское название праздника. – «ПГ»), покровителя воинов и путешественников. Приморские осетины также сохранили эту традицию. Ежегодно в последней декаде ноября они собираются в одном из кафе приморской столицы. Первый день посвящается чинному застолью, второй – обмену информацией, а также переговорам и планам.
У приморских осетин свои национальные особенности застолий и собственные правила приличия. Так, для осетина стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. Не принято также упоминать собак, ослов или каких-либо других «грязных» животных. А если что-то такое вырвалось невзначай, нужно обязательно извиниться.
Нельзя напиваться допьяна, нужно вовремя остановиться. Внезапные вскакивания из-за стола, «зависание» и передвижение за спинами гостей также является неуважением к старшим и всем сидящим за столом. Нельзя также покидать застолье без уведомления старших.
Татары: традиции чаепития
Ритуал чаепития – «чей эча» – настолько вошел в татарский быт, что без него невозможно представить ни одного праздника: свадьбы, сватовства, рождения ребенка. Обычай пить чай неспешно, по всем правилам и никогда пустой – без трав, меда или молока, остался с татарами и башкирами до сих пор. Сегодня у них три вида чаепития: как они полушутя объясняют несведущим, для утоления жажды, перекуса и дружеской беседы. Последний – самый важный. В этом случае татарское и башкирское чаепитие больше, чем традиция. Чай пьют крепким, горячим, нередко разбавляя молоком или сливками. Приморские татары обязательно добавляют в чай дикоросы, как местные, так и те, что друзья-родственники привозят с далекой родины.
На званых обедах в чай по желанию гостей добавляют курагу, урюк, изюм, ломтики свежих яблок. Обязательно достают большой расписной керамический чайник, без которого, по существу, не обходится ни одно застолье. Предметами сервировки чайного стола, кроме чашек, являются индивидуальные тарелки, сахарницы, молочники, чайные ложки. До блеска начищенный самовар с заварным чайником должен задавать тон приятной беседе, создавать настроение, украшать стол в праздники и будни.
Азербайджанцы: в каждом доме – ковер
Дом, где по коврам ходят с гордостью, а то и не ходят вообще, а просто любуются – наверняка азербайджанский. Изменить эти обычаи не может ни модный сегодня хай-тек, ни ирония со стороны современной молодежи.
У некоторых счастливчиков висят на стене или лежат на полу настоящие шедевры, сотканные родственниками лет сто назад. Эксперты признают их произведениями искусства и даже небольшие коврики оценивают не дешевле $4-5 тыс.. Пять лет назад, в 2010 году, ковроткачество азербайджанских мастеров было занесено в Репрезентативный список нематериального наследия ЮНЕСКО как факт бесценного художественного явления. Теперь каждый год 16 ноября в Азербайджане проводится Праздник ковра, в рамках которого проходят постоянные художественные выставки и конкурсы, концерты и театрализованные представления. Азербайджанские ковры представит приморская диаспора и на выставке, которая состоится в рамках Третьего конгресса народов Приморского края.
Кстати, всем знакомое слово «палас», которое сейчас обозначает синтетическое половое покрытие, пришло к нам из Персии через Азербайджан. Речь идет о разновидности двустороннего тщательно выделанного ковра.
Удэгейцы: вера в духов природы
Удэге, один из коренных народов нашего края, до сих пор верит в то, что все живое в природе обладает душой. Так возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысловыми обрядами и почитанием таких животных, как медведь, тигр, выдра и др.
Большую роль в жизни удэгейцев играет шаманизм, вера в духов. Считается, что шаман – посредник между духами и людьми, целитель и предсказатель. Шаманский дар передается по наследству из поколения в поколение. Каждый шаман имеет своих духов: покровителей и духов-помощников, изображающихся в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.