Территория Приморья с самого начала ее присоединения к России притягивала народы со всей империи, равно как и из соседних азиатских и дальних европейских стран. Государство Российское, плотно взявшись за строительство своих восточных рубежей около 155 лет назад, давало много равных стартовых возможностей славянам и тюркам, англосаксам и индусам, азиатам и кавказцам. И по сей день из 194 национальностей, зарегистрированных в нашей стране, 158 представлено в нашем крае. Поэтому сегодня, как и 100 лет назад, в Приморье можно… Об этом в материале «Приморской газеты».
… увидеть шаманские обряды. Для этого стоит отправиться в село Красный Яр Пожарского района или в село Агзу Тернейского района – именно здесь компактно живут удэгейцы, коренные приморцы. Они, а также нанайцы, тазы и орочи – единственные из всего многообразия народов, кто не мигрировал сюда, а населял эти земли испокон веков. Сами они называют себя осколками чжурчжэньского народа, чья империя процветала на территории нашего края до монгольского нашествия. Впрочем, североамериканские индейцы усматривают культурное и генетическое родство с удэгейцами.
Несмотря на то что численность коренных приморцев очень мала – более 1800 человек в крае, в России и за рубежом известны такие имена из Приморья, как удэгеец Иван Дункай – художник и удэгеец Павел Суляндзига, представляющий коренные народы России в ООН.
… сплести нагайку. Этому могут научить казаки, сохраняющие в Приморье культуру своих предков с Забайкалья и Амура, Дона и Кубани, Терека и Урала. Именно с этих первопроходцев началось заселение территории Приморья (тогда еще Южно-Уссурийского края). Первыми в период 1855-1862 гг. по жребию сюда прибыли казаки-забайкальцы на постоянное жительство, основав 96 станиц и дав начало Уссурийскому казачьему войску – самому молодому в Российской империи. Однако после геноцида в XX веке под названием «расказачивание» станицы стали поселками. Сегодня в Приморье несколько казачьих организаций, при этом тех, кто осознает себя принадлежащим к казакам как к народу, полторы сотни на весь край.
… отыскать уголки Санкт-Петербурга и Москвы. Это не трудно сделать, если пройтись по центру приморской столицы. Владивосток – форпост нашей страны на Востоке, носит черты главных русских городов. С 1861 г. сюда ехали русские – кто семьями, кто целыми деревнями из разных губерний европейской России. Экономисты и управленцы, инженеры, архитекторы, художники и поэты прибывали в Приморье из развитых центров империи, приносили и укореняли русскую культуру, русскую мысль, русский язык в Азии. Офицеры флота и купцы задавали тон жизни в городах. А на далеких таежных хуторах жили переселенцы-старообрядцы. В 21-м веке подавляющее большинство приморцев считают себя русскими – около 1,7 млн из 2 млн живущих в крае.
… отведать борща. И не менее вкусного, чем на Украине! Все потому, что большинство хозяек в Приморье готовят именно украинский борщ, а не русские щи. Это наследие закономерно: в начале XX века до 80% крестьян-переселенцев в Приморье составляли украинцы. Массовое движение в сторону Приморья из Черниговской, Харьковской, Полтавской и других губерний началось в 1880-е. Кто-то прибывал сюда, проехав пол-Евразии на волах, кто-то – на судах Добровольческого флота. Путь из Одессы во Владивосток занимал до двух месяцев. Украинцы предпочитали селиться, например, в Приханкайской долине, напоминавшей по климату их родные места.
… запастись кимчи. Знаменитое корейское кушанье вошло в обиход приморцев еще в 19-м веке вместе с волной первых переселенцев из соседней страны. Корейские крестьяне, которых с готовностью приняла Российская империя, в кратчайшие сроки создали на юге Приморья аграрную экономику, построили первую в Хасанском районе православную церковь, открыли корейские школы, театры, газеты. Если китайские и японские мигранты селились в основном в городах, приезжая ради заработка, то для корейцев российское Приморье стало действительно второй родиной! Осенью 1937 г. этот народ репрессировали: по указу Сталина всех до единого переселили в Среднюю Азию. Однако после смены режима потомки тех корейцев вернулись в Приморский край и сегодня ведут здесь активную жизнь, не теряя национального колорита.
… слушать Баха в церкви, если это лютеранская церковь Святого Павла во Владивостоке – ее построили представители немецкой общины в 1907 г. В летописи Приморья чрезвычайно много немецких фамилий – от барона Корфа до простых китобоев. Даже облик приморской столицы в некотором смысле обязан немцам, отправившимся осваивать далекую окраину на Востоке. Торговый дом «Кунст и Альберс» (известный сегодня как ГУМ) в 1864 г. стал первым универсальным магазином на сей земле и своего рода символом Западной Европы в Азии. Немецкая община и сейчас ведет активную жизнь, во многом благодаря священнику Манфреду Брокманну, навсегда покинувшему один порт – Гамбург ради другого – порта Владивосток, уже в современности.
… носить тюбетейку. Например, татарскую. Татары и башкиры ныне объединены в национальные общественные организации в Приморье. С началом освоения этих земель в XIX веке сюда прибывали представители этих народов в составе военных соединений. Приезжали и татарские купцы. Массовое переселение татар в Приморье произошло в ранний советский период – люди бежали сюда от голода в Поволжье. В лице татар и башкир Приморье обрело тогда квалифицированных шахтеров, строителей, рыбаков. А сегодня древний тюркский праздник Сабантуй – неотъемлемая часть культурной жизни края, благодаря живущим здесь татарам и башкирам.
…танцевать лезгинку. Танцы народов Кавказа и Закавказья – вполне привычное дело в современном Приморье. Осетины и аварцы, карачаевцы и даргинцы, а также армяне и азербайджанцы добавляют национального колорита в жизнь Приморского края. Представители этих народов приезжали сюда и в XIX веке. Армяне изначально вели здесь общинную жизнь, отстроив в дореволюционную эпоху Грегорианскую церковь и даже издавая одно время газету «Голос Армянина» во Владивостоке. Представители других этносов Кавказа и Закавказья стали оседать в крае уже в 1990-е годы, чаще всего оставаясь в приморских городах после службы в армии и «выписывая» в понравившийся регион множество родственников.
… кочевать табором. Цыгане-люли, мигрирующие в Приморье из Узбекистана и Таджикистана, дружелюбно примут вас у себя в скромных временных жилищах в пригороде Владивостока и даже предложат плов с чаем. Но они не единственные цыгане в крае. Оседло с 1960-х годов здесь живут крымы и влахи. Они, местные, свысока посматривают на «пришлых» среднеазиатских цыган, не считая тех родственниками. При этом приморские крымы и влахи не теряют родного языка и стараются дать детям хорошее образование, чтобы они выросли достойными приморцами.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.