Автор публикации Джилл Догерти рассказал о своей беседе с Дмитрием Песковым, выслушал мнения различных авторитетных экспертов из России и сделал выводы, что главным оружием главы российского государства являются средства массовой информации. Американское издание The Atlantic считает, что Владимир Путин крепко «подсел на новости», в переносном смысле.
«Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков, конечно, использовал другие слова, но смысл обрисованной им картины от этого не изменился: человек в центре мощной всепоглощающей машины, перерабатывающей огромное количество информации и данных по его распоряжению», считает публицист.
«Иногда мы задумываемся о границах человеческих способностей по обработке такого огромного количества информации. Это очень, очень, очень тяжелая работа», — процитировал Пескова Джилл Догерти.
Автор пишет: Свободно говорящий по-английски Песков описал мне процесс: «Сначала департамент информации и печати при администрации президента готовит дайджест газет и журналов, интернет-изданий, федеральных и региональных СМИ. Специальные сотрудники 24 часа в сутки готовят дайджесты телевидения. В течение дня мы записываем для него выпуски новостей федеральных телеканалов. Он не может просмотреть все новости, поэтому мы готовим выжимку, поделенную на темы».
Эти подборки Путин смотрит в машине, в самолете, в вертолете, сказал Песков.
«Это довольно удобно, когда он едет домой, скажем, из Кремля, если не остается там на ночь. Он может потратить 20 минут на получение картины дня в смысле новостей». Он смотрит телеканалы на английском и немецком, которыми хорошо владеет благодаря работе в качестве агента КГБ в Дрездене в 1980-х годах. Он также читает газеты на этих языках.
«Честно говоря, я бы не назвал Путина опытным интернет-пользователем, — отмечает Песков, — но он умеет использовать некоторые ресурсы, к тому же, он сравнивает то, что видит и слышит в СМИ, с тем, что поступает к нему от министерства иностранных дел о вопросах внешней политики, от специальных служб, других ведомств и т. д.»
Как бывший офицер КГБ и бывший руководитель ФСБ, преемницы КГБ, Владимир Путин хорошо знает цену информации.
«Во главе государственных СМИ должны стоять патриотически настроенные люди, — сказал Путин на встрече с журналистами в 2013 году. — Люди, защищающие интересы Российской Федерации. Это государственные ресурсы, поэтому должно быть именно так».
С первых же дней на посту президента, Владимир Путин уделял много внимания СМИ, и не только государственные, но и частные масс-медиа были поставлены под контроль Кремля.
«Ограничения на СМИ существуют все 15 лет пребывания Владимира Путина у власти», — сказал Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», последнего независимого радио в России. Мы встретились в декабре. Война на Украине дополнительно способствовала укреплению мнения Путина о СМИ, говорит он. Для президента «это не институт гражданского общества, а инструмент пропаганды. Первый канал, Второй канал, НТВ, международная Russia Today — все они служат для достижения определенных целей как внутри страны, так и за ее пределами».
По словам Венедиктова, Путин на раннем этапе своего президентского срока высказал ему мнение относительно работы СМИ: «Есть владельцы, у них своя политика, и для них это инструмент. Государство — тоже владелец, и СМИ, принадлежащие государству, должны выполнять его инструкции. Масс-медиа, принадлежащие частным лицам, выполняют их приказы. Посмотрите на Руперта Мердока. Как он скажет, так и будет».
Путин придерживается двойной стратегии в СМИ. Внутри России правительство жестко контролирует все масс-медиа, в первую очередь, телевидение, которое смотрят около 90% населения страны, но также газеты, радио и — все в большей степени —интернет. Связанные с государством новостные агентства продвигают точку зрения Кремля, а независимые СМИ мягко, но настойчиво вытесняются на обочину, теряют влияние и исчезают. При этом за границу Путин транслирует образ нонконформиста, который использует сверхсовременный телеканал RT, международное информационное агентство, чтобы «оспорить монополию Запада на правду». Кремль считает, что основным оружием XXI-го века стала информация, и он уверен, что сможет использовать это оружие более эффективно, чем его соперники.
Автор статьи Джилл Догерти — научный сотрудник Международного центра Вудро Вилсона и бывший руководитель московского бюро CNN. Полный текст статьи по адресу.
Оригинал публикации: How the Media Became One of Putin’s Most Powerful Weapons, перевод на ИноСМИ.
