Вопроc: Участились заявления, особенно в западных СМИ, о том, что российские войска могут быть введены на Украину, и даже о том, что они уже пересекли границу и находятся на украинской территории. По Вашему мнению, такое возможно?
С.В.Лавров:К сожалению, средства массовой информации продолжают распространять слухи, искаженную информацию и даже явную ложь. Недавно Украина заявила, что ее артиллерия уничтожила колонну бронированной техники, которая якобы выдвинулась на Украину из России, и при этом две британские газеты даже сообщили, что их сотрудники стали очевидцами этого вторжения. Однако не было представлено никаких доказательств достоверности этих сведений, и даже Государственный департамент США не смог подтвердить информацию об этом инциденте.
Мы расцениваем все подобные сообщения как проявления информационной войны.
Вопроc: Однако настоящая война уже идет. Что может сделать Россия для урегулирования этого кризиса?
С.В.Лавров: Наша позиция предельно ясна: мы хотим мира на Украине, которого можно достичь только посредством широкого национального диалога с участием всех регионов и всех политических сил страны.
Именно об этом Россия, США, ЕС и Украина договорились в Женеве 17 апреля. На недавней встрече министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины в Берлине никто не возражал против того, чтобы подтвердить положения Женевского заявления. Киеву надлежит прекратить военные игры и отказаться от иллюзии, что глубокий кризис на Украине можно преодолеть, одержав победу в войне против собственного народа. К нашему глубокому сожалению, США и ЕС продолжают слепо поддерживать любые действия Киева.
Хотелось бы напомнить еще об одном документе, который Киев с Западом пытаются предать забвению. Речь идет о соглашении об урегулировании кризиса от 21 февраля, подписанном В.Януковичем, А.Яценюком, В.Кличко и О.Тягнибоком и засвидетельствованном министрами иностранных дел Франции, Германии и Польши. Теперь они заявляют, что «последующие события лишили это соглашение смысла», поскольку В.Янукович покинул страну. Однако я хотел бы напомнить своим коллегам, что в соглашении от 21 февраля было предусмотрено обязательство в первоочередном порядке сформировать правительство национального единства. Зависит ли достижение этой цели от личности В.Януковича? Разве национальное единство не является универсальным принципом для любой страны, желающей оставаться единой? Вместо выполнения этого обязательства лидеры оппозиции впоследствии организовали вооруженный государственный переворот и публично объявили о создании «правительства победителей». К сожалению, логика «победитель получает все» по-прежнему является основным руководящим принципом действий Киева, которые повлекли за собой гибель тысяч мирных жителей, появление сотен тысяч беженцев и перемещенных лиц, а также почти полное уничтожение социальной инфраструктуры во многих городах и поселениях на востоке Украины.
Вопрос: Много говорят о новой «холодной войне» в отношениях между Россией и Западом, принимая во внимание введение США и странами-членами Евросоюза экономических санкций против России. Если эти страны пойдут на ужесточение санкций, какие ответные шаги может предпринять Россия?
С.В.Лавров: Попытки разрешать кризисные ситуации путем односторонних санкций, выходящих за рамки решений Совета Безопасности ООН, угрожают международному миру и стабильности. Такие попытки контрпродуктивны и противоречат нормам и принципам международного права.
Разговаривать с Россией – кстати говоря, как и с любой другой страной – на языке ультиматумов и принудительных мер абсолютно неприемлемо. Наш ответ на односторонние шаги Соединенных Штатов, ЕС и некоторых других стран сбалансирован и учитывает права и обязательства России по международными договорам, в том числе в рамках ВТО.
Вопрос: Однако санкциями продолжают угрожать, и они уже применяются. Будет ли Россия реагировать на новые санкции в ее адрес?
С.В.Лавров: Это вовсе не наш выбор, но сомнений быть не должно: мы сделаем все, что будет необходимо для защиты наших законных интересов, в том числе интересов национальной безопасности во всех ее измерениях. Именно на основе этого понимания мы приняли решение ограничить на период одного года импорт сельскохозяйственных и продовольственных товаров из нескольких стран, которые приняли в отношении России секторальные экономические санкции.
Но Россия не хочет идти по пути эскалации напряженности. Мы надеемся, что США, Евросоюз и другие страны прислушаются к голосу разума и прервут этот бессмысленный порочный круг действий по принципу «око за око», начало которым они сами и положили.
Вопрос: Катастрофа самолета малайзийской авиакомпании добавила ужаса в происходящее в регионе. Какова оценка Россией хода расследования того, что произошло с самолетом на востоке Украины?
С.В.Лавров: Крушение малайзийского самолета является ужасной трагедией. Начиная с 17 июля, когда это случилось, мы призываем к проведению открытого и объективного международного расследования. Невозможно объяснить причины, по которым украинские власти, которые несут всю полноту ответственности за безопасность международных полетов над территорией своей страны, не закрыли воздушное пространство над районом боевых действий.
Резолюция 2166, принятая Советом Безопасности ООН 21 июля, предусматривает проведение всестороннего, тщательного и независимого расследования этого инцидента в соответствии с руководящими принципами международной гражданской авиации.
К сожалению, с самого начала мы являемся свидетелями попыток скрыть доказательства и воспрепятствовать осуществлению этой резолюции. Украинские власти на протяжении более 10 дней игнорировали требование прекращения огня в районе катастрофы, а наше предложение призвать к полному соблюдению резолюции 2166 было заблокировано в Совете Безопасности США, Великобританией и Литвой. В то же время именно эти и некоторые другие страны начали распространять необоснованные обвинения в адрес России.
Хочу еще раз заявить, что Россия в полной мере привержена международному расследованию в полном соответствии с резолюцией 2166. Мы бы хотели, чтобы Международная организация гражданской авиации играла более активную роль в данном вопросе, и мы считаем, что ООН и ИКАО должны координировать международные усилия в целях скорейшего завершения расследования и получения убедительных результатов. Россия – единственная страна, официально представившая международному сообществу данные в связи с произошедшей трагедией, полученные с использованием наших возможностей в области космического мониторинга. Мы ждем, что другие страны также представят имеющиеся в их распоряжении данные.
Вопрос: Как Вы считаете, будет ли предоставлен доступ ко всем относящимся к авиакатастрофе данным, с тем чтобы следователи смогли определить, что действительно произошло?
С.В.Лавров: Нами официально сформулирован ряд вопросов, которые остаются без ответа. Где, например, записи разговоров между пилотами рейса МН17 и украинскими авиадиспетчерами, и почему они не представлены международному сообществу? Почему диспетчеры направили самолет в зону вооруженного конфликта? Что делал самолет украинских ВВС в непосредственной близости от малайзийского Боинга прямо перед его падением? Что происходит с обломками самолета в месте его крушения и почему они до сих пор не были тщательно исследованы международными органами, занимающимися проведением расследования? Насколько можно считать объективным и независимым расследование без безопасного и беспрепятственного доступа экспертов к месту падения самолета, где Киев осуществляет повышенную военную активность в нарушение резолюции 2166 Совета Безопасности ООН? И где документальные доказательства, подтверждающие заявления представителей США о причинах крушения самолета?
Мы надеемся получить ответы на эти и другие вопросы как от государств, играющих ведущую роль в проведении международного расследования, так и от тех, кто выступил с голословными публичными заявлениями. Истина должна быть установлена. Это наше решительное требование, о котором мы заявили на недавнем заседании Совета Безопасности ООН, учитывая, что некоторые государства-члены не демонстрируют особого энтузиазма в деле проведения транспарентного и подотчетного расследования.
Мы не должны позволить, чтобы расследование обстоятельств катастрофы рейса МН17 было «спущено на тормозах», как это уже случилось с расследованиями многих других украинских трагедий, включая расстрел снайперами гражданских лиц в Киеве в феврале, кровавые бойни в Одессе и Мариуполе в мае и т.д. Мы будем решительно настаивать на привлечении к ответственности всех, на ком лежит вина за эти преступления.
Вопрос: Количество погибших в результате конфликта уже весьма велико. Десятки тысяч человек вынуждены покинуть свои дома из-за обстрелов. Что Вы думаете о гуманитарной ситуации на Украине?
С.В.Лавров: Гуманитарная ситуация в Луганской и Донецкой областях Украины катастрофична и продолжает ухудшаться. Причем это не только наше мнение. Такая оценка широко разделяется в Организации Объединенных Наций, включая Управление ООН по координации гуманитарных вопросов, в Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.
Более двух тысяч человек были убиты и более пяти тысяч ранены, в том числе много детей. Наблюдается острая нехватка продовольствия и медикаментов, растет опасность вспышки инфекционных заболеваний. Свыше 200 тысяч жителей Луганска лишены электричества, питьевой воды и средств связи.
Район конфликта покинули большое количество людей. С 1 апреля на российскую территорию со стороны Украины перешли свыше 775 тысяч граждан Украины, а 190 тысяч украинцев подали ходатайство о предоставлении им статуса беженцев в России. В нашей стране были созданы временные приюты для размещения десятков тысяч беженцев.
В этих условиях кардинально важно обеспечить немедленную поставку гуманитарной помощи жителям юго-восточной Украины. Гуманитарные проблемы должны объединить всех людей доброй воли, старающихся облегчить страдания крайне нуждающихся людей – особенно женщин, детей и престарелых.
Вопрос: Но Россия оказывает такую помощь. Что произошло с гуманитарным конвоем?
С.В.Лавров: Россия в сотрудничестве с МККК направила гуманитарный конвой, состоящий из примерно 300 грузовиков, которые доставили 2000 тонн медицинских принадлежностей, продовольствия, спальных мешков, электрогенераторов и других предметов первой необходимости. Конвой был готов направиться по назначению уже 17 августа, однако был задержан, причём эта задержка была вызвана прежде всего проволочками киевских властей, прибегающих к такой тактике, несмотря на то что они признали этот груз в качестве гуманитарной помощи МККК и направили украинских пограничников и таможенников для контроля за всеми процедурами в российский контрольно-пропускной пункт «Донецк».
Мы настоятельно призываем украинское правительство выполнять свои обещания и содействовать безопасному и беспрепятственному прохождению будущих конвоев с гуманитарной помощью. Мы также надеемся, что наши партнеры на Западе и в международных организациях в полной мере осознают масштабы катастрофы и будут вносить практический вклад в удовлетворение основных потребностей гражданского населения в юго-восточной Украине.
Однако главной задачей усилий по прекращению страданий гражданского населения в Украине по-прежнему является, конечно, прекращение огня. Каждый день гибнут люди и уничтожается гражданская инфраструктура. Мы твердо убеждены в том, что прекращение огня должно быть безусловным и открыть путь к серьезному политическому диалогу и процессу конституционной реформы при участии всех регионов и политических образований Украины в соответствии с договоренностью, сформулированной ЕС, Россией, Украиной и США в Женевском заявлении от 17 апреля 2014 года.
Не забудьте поделиться новостью. Отзывы и пинг пока закрыты.