События последних двух дней в Абхазии поставили под сомнение существование страны как независимого государства. Под видом мирной манифестации против принимаемого парламентом инвестиционного соглашения с Россией, оппозиция решила свести свои счеты с действующей властью. И устроила погромы в зданиях правительства и парламента. Следующим шагом стали требования отставки президента и правительства республики. И выдвигать всё новые и новые политические претензии. Надо отметить, что это не первая «революция» абхазской оппозиции, когда в угоду одной политической силе она устраивают очередной переворот в стране. Так, через это прошел экс-президент Хаджимба, через это прошел экс-президент Анкваб, теперь оппозиция устроила разнос действующему президенту страны Бжания. Со стороны Абхазия стала напоминать банановую республику, где за скромные суммы руками оппозиции, называющей себя гражданским обществом, можно скинуть власть. При этом лидеры оппозиции какое-то время пользуются всеми бенефитами «победителей» – живут припеваючи, а те, кто пошел на поводу, остаются за бортом. Да, и имидж народа и самой республики страдает, но разве это волнует «революционеров». Между тем, гражданское общество обычно решает все сложные вопросы за столом переговоров, а не путем уличных баталий.
Кроме того, надо сказать, что стихийные выступления несут реальную угрозу безопасности простых граждан и они абсолютно бессмысленны с точки зрения решения политических и особенно экономических вопросов. Обвинения, брошенные в пылу площадной полемики, не приближают к разрешению конфликта сторон, а лишь усугубляют противостояние, не позволяют выработать переговорное пространство. А сейчас мир в Абхазии гораздо важнее амбиций отдельных политических лидеров. В таком противостоянии ни одна из сторон не выйдет победителем, а вот внешним силам, заинтересованным в дестабилизации обстановки рядом с границами России – это выгодно.
Депутаты Госдумы прокомментировали противостояние политических сил в Абхазии. Парламентарии считают, что существующие противоречия необходимо решать в русле мирного переговорного процесса, а не митингами и протестами. Экономическая неопределенность дальнейшего существования республики должна быть разрешена созданием правовых механизмов для инвестиций, гарантий защищенности вложений для российских инвесторов.
Депутат государственной думы, первый заместитель председателя комитета по делам Содружества Независимых Государств (СНГ), евразийской интеграции и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин:
Безусловно лучше все вопросы решать за столом переговоров. В этом нет никаких сомнений. И для этого было вполне достаточно времени. Проблема, которую попытались разрешить подписанием этого соглашения, постоянно и уже долго стоит во взаимоотношениях между Россией и Абхазией, а также теми, кто мог бы и хотел инвестировать в республику. Можно, конечно, сказать, что сейчас не время решать именно эту проблему. Но она объективно существует, и её необходимо решать. Никаких сомнений в этом нет. Поэтому и действующий президент Бжания этим и занялся. И взял на себя такую ответственность.
Не надо делать вид, что всё прекрасно в экономике этого государства и его взаимоотношениях с Россией. Неоднократно об этом говорил, в том числе и с представителями абхазской оппозиции. Внутриполитическую борьбу никто не отрицает. Но исходя из положения Абхазии на международной арене, надо учитывать ценность добрососедских взаимоотношений с Россией.
Конечно, нужны дополнительные гарантии и условия для развития экономики Абхазии.
К большому сожалению, это не первый повод в российско-абхазских отношениях, которые оппозиция использует, чтобы сводить счеты с властью в ходе своей внутриполитической борьбы. И таким образом они наносят ущерб своей собственной стране. Это нельзя делать бесконечно, это авантюризм. Диалог вокруг формирования нормальных экономических механизмов длился годами без всяких видимых результатов. И потребовался жест со стороны РФ, чтобы сдвинуть это с мертвой точки. Через несколько месяцев в стране должны будут пройти президентские выборы, и все вопросы по поводу кому быть, кому не быть у власти они должны решить в рамках законных демократических процедур. А в данном случае, те кто предпринял эти уличные выступления, заставили сомневаться, что Абхазия демократическая и управляемая страна. А главное, она сейчас несправедливо ведёт себя по отношению к гражданам той самой России, которая всегда стояла и стоит на страже суверенитета Абхазии, защищает и оказывает из года в год финансовую помощь абхазскому народу. Для людей открыты все шлюзы для получения российского гражданства. И подавляющее большинство граждан там имеет два паспорта. При этом лиц без абхазского паспорта они почему-то зачисляют в иностранцев, которым нельзя разрешать вкладывать в страну, покупать жильё, землю, развивать экономику страны. Это реакционная позиция. И эмоционально несправедливая. Её надо преодолевать.
И первые шаги были сделаны соглашениям о признании решений арбитражных судов. Что тоже вызвало неудовольствие у оппозиции, потому что они не желают отвечать по своим обязательствам в России. Потому что совершенно бандитскими способами отнимают бизнесы, жильё в Абхазии у граждан, не являющимися гражданами Абхазии. Никто за это всерьез ни разу не ответил. Сейчас создано правовое поле о взаимном признании юрисдикций.
То, что сейчас происходит в республике — это тест на государственность. В третий раз за короткий период, без всяких рациональных на то причин пытаются свергнуть действующего президента. При этом думают, что они оказывают народу республики Абхазия помощь. А на самом деле — это неспособность представителей абхазских политических кругов ощущать меру своей ответственности. Когда они тащат людей к парламенту, вместо того чтобы пойти на выборы и доказывать свою позицию в рамках избирательного процесса.
Депутат государственной думы, первый зампред Комитета по науке и высшему образованию Владимир Сипягин:
Абхазия – прекрасная страна, с потрясающе красивой природой и гостеприимным народом. Своим ресурсными потенциалом она естественно привлекает внимание соседних государств: Турцию и Россию, и не только. Сегодня 50% бюджета республики формируется из российских денег. Когда мы говорим об инвестициях, то в первую очередь речь идёт о возврате части денежных средств вкладываемых в экономику республики – бюджет республики получает доходы в виде налогов.
Все спорные вопросы в цивилизованном мире решаются за столом переговоров. За которым должны собраться все заинтересованные стороны: представители власти, оппозиции, общественных организаций, инвесторов и бизнеса. Только так можно прийти к общему знаменателю. Митингами экономические вопросы никто не решает. Думаю, что действующий глава Аслан Бжания предлагал сесть за стол переговоров.
Абхазии необходимо развивать экономику, приглашать инвесторов и создавать условия для разумного вклада в экономику страны.
Инвестиционные соглашения никакого вреда не приносят. Если сторонам что-то не нравится – это можно всегда обсудить. Обратите внимание на Крым, который развивается хорошими темпами, экономика растёт семимильными шагами: создаются новые рабочие места, расширяется сфера услуг, растёт малый и средний бизнес. Если в соглашении, что-то не нравится, можно ведь задействовать механизмы парламентского контроля, подключить общественный контроль и проследить, как реализуется инвестиционное соглашение. Ведь деньги, которые будут идти от соглашения пойдут в бюджет республики.
Для чего сейчас создавать проблемы простым людям? Ведь инвестиции — это развитие, работа для простых людей, новая инфраструктура. Выступать и требовать отставки власти – это не решение вопроса. Все спорные стороны должны разрешаться в ходе цивилизованного диалога.
Политик Олег Царев:
Был несколько раз в Абхазии в качестве наблюдателя на выборах. В последний раз был со своей дочкой. Когда уже уезжали, она сказала: «Очень красивая страна, но здесь недавно была война, показывая в окно машины на сгоревшую многоэтажку?» Я ответил, что война была уже очень давно, почти тридцать лет, как закончилась, но всё до сих пор не восстановили. Места райские, народ очень отзывчивый и дружелюбный, но экономика в упадке. У меня много друзей абхазов. Добровольцы в 2014 поехали из Абхазии на Донбасс. Причина упадка — отсутствие инвестиций и кредитов.
Полностью дотационная республика, где до сих пор есть проблемы у инвесторов, прежде всего, российских с оформлением права собственности. И закон о защите инвестиций, который хотели и не смогли принять, должен был урегулировать этот вопрос. Действия главы государства Абхазии были верны, но не поддержаны частью абхазов. По какой причине, мне неведомо. Однако, несогласие с тем или иным мнением оппонента, нужно обсуждать за столом переговоров, а не митинговать и требовать отставки власти.
В стране, которая получила независимость благодаря России, которая живет за счёт субсидий из российского бюджета, не смогли отстоять права русских и создать нормальные условия для российских инвесторов. То, к чему внешние или внутренние силы толкают абхазов, не пойдет на пользу Абхазии. За столько лет независимой Абхазии созданной благодаря России и признанной только Россией и еще несколькими странами по просьбе России, существующей и оплачиваемой благодаря России, не смогли создать с помощью мягкой силы пророссийское большинство в обществе. Это конечно провал на этом внешнеполитическом направлении. Напомню, что провал не первый. Были проблемы с оформлением дачи Сталина в Пицунде, с подписанием двухсторонних договоров.
Сейчас чтобы оправдать этот провал все стали писать, что всё равно, кто у власти: текущее руководство или оппозиция. Дескать, они все пророссийские. Глядя на ситуацию в Абхазии складывается ощущение, что пророссийские абхазские элиты способны только с удовольствием осваивать российские дотации, без учета российских интересов. Когда президент наконец решил сделать шаг в сторону России начались протесты. Причем это не первые антироссийские протесты в Абхазии.
Эта история очень напоминает украинскую. В постперестроечном независимом государстве —Украине, экономически зависимом от России, имеющим общую культуру, общий язык, общую веру, была создана Западом с помощью инструментов мягкой силы «антироссия», посеяны зерна ненависти и вражды, создана агентурная сеть. СВО это провал работы на украинском направлении, полное неумение работать с мягкой силой.
Я не знаю, как разрешится ситуация в Абхазии, но аналогии пугающие. Я вижу массовые предложения в сети закрыть границу и остановить поток туристов. Это не выход. Это слабое решение. Признание того, что мы не справились. Это место быстро займут другие, не факт, что дружеские нам силы. Поэтому нужно менять подход к нашей политике в регионе либо поменять сотрудников, которые отвечают за политику в этом регионе. Почему у других получается работать на нашей территории, у а у нас на своих территориях — нет?
Дарья Черногорова
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.