Формально международные санкции как таковые имеют перед собой цель наказать одно государство и предостеречь другие. К ним прибегают, когда дипломатических нот протеста недостаточно, а задействовать армию – явный перебор.
По факту же сейчас многие эксперты сходятся во мнении, что этот инструмент себя изживает. В лучшем случае санкции уже не оказывают на правительства разных стран должного эффекта, в худшем – они только вредят. За примерами далеко ходить не надо. Буквально накануне ЕС ввел санкции против одной из турецких судоходных компаний, перевозивших оружие в Ливию. Что на это ответили в МИД Турции? Что их эти санкции ничуть не волнуют.
Другой пример – строительство «Северного потока-2». Уж сколько раз из Вашингтона грозились немцам введением санкций, но там проект стопорить не собирались. Даже после скандального инцидента с Алексеем Навальным, всколыхнувшего всю европейскую и заокеанскую общественность, Ангела Меркель воздерживается от категорических заявлений о судьбе проекта. А министр экономики ФРГ Петер Альтмайер заявил, что в качестве ответной реакции на инцидент с блогером прекращение строительства даже не рассматривается.
И что уж там говорить об эффективности санкций, если они не заставили российские власти предать доверие крымчан, проголосовавших в 2014 году за воссоединение с Российской Федерацией. Более того, санкции Евросоюза аукнулись ему же самому, когда Москва ввела контрмеры в виде продовольственного эмбарго.
О том, что лишь небольшая часть санкционных ограничений хоть как-то срабатывает, рассказали и в Институте мировой экономики Киля. Его руководитель и инициатор «Глобальной базы данных по санкциям» Габриэль Фельбермайер заявил, что тренд на санкции был взят ввиду «интенсивного геополитического противоборства». Достигнут эти меры своих политических целей или нет, он прогнозировать не стал.
Что мы видим в итоге? Номинально санкционный механизм превратился в способ для мировых правительств обозначить свою позицию. Рассчитано это в основном на внутренний рынок, просто чтобы граждане видели, что политики не только «выражают озабоченность», но и что-то предпринимают. Практической пользы от них становится все меньше.
Андрей Шаповалов
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.