Во Владикавказе смыты фрески известного российского иконописца. Остались только на фотографиях…
В Северной Осетии активно проходит подготовка к празднованию 1100-летия крещения Алании, которое состоится через два года. Праздник беспрецедентный для Северного Кавказа по своему масштабу и духовному значению. По словам архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида центром праздника должен стать кафедральный собор столицы Северной Осетии – храм великомученика Георгия Победоносца.
Храм в центре Владикавказа по давней православной традиции был возведён «всем миром» на средства жертвователей. Основные работы закончены в 2003 году. Тогда же под руководством старшего преподавателя Иконописной школы при Московской духовной академии, советника Патриарха по вопросам архитектуры зарубежных храмов Александра Солдатова был разработан проект росписи кафедрального собора. Практическую работу по созданию фресок осуществлял ученик Александра Николаевича Самсон Марзоев. Под его руководством группа молодых осетинских художников расписала большую часть храмовых интерьеров. Эта работа могла бы стать точкой отсчёта создания местной, осетинской иконописной школы. Могла бы… Но не стала. На сегодняшний день соборная роспись смыта и на её месте приглашённые московские художники должны создать новые фрески.
По причине реконструкции?
Вот, как комментирует это событие владыка Леонид: «Храм строился всем миром в течение семи лет, с 1996 по 2003 год, кто мог, чем мог люди помогали. Но, к сожалению, не были уже тогда учтены некоторые конструктивные особенности: вентиляция, утепление, что послужило причиной того, что мы не смогли сохранить те минимальные росписи, которые здесь были». По словам архиепископа в начале 2020 года Главе республики был представлен проект реконструкции внутреннего пространства собора, который получил одобрение Вячеслава Битарова. В рамках проекта будут решены технические проблемы, создан новый интерьер, учитывающий конструктивные особенности храма. Появятся новый иконостас и росписи. Здесь стоит отметить и два очень важных момента в этой истории: Самсон Марзоев с самого начала предлагал проект реконструкции собора, можно было устроить вентиляцию и все необходимое не разрушая росписи и идею празднования Крещения Осетии предложил тот же Самсон Марзоев. И вот какая ирония. Идею подхватили, а его морально растоптали…
Между тем, по мнению ряда экспертов, уничтоженные фрески созданные Самсоном Марзоевым и его учениками, имели большую художественную ценность.
— Самсон Марзоев — один из выдающихся церковных художников современности,- считает доцент Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета и Российской Академии Живописи и Зодчества Ильи Глазунова, кандидат искусствоведения Елена Виноградова. — Он окончил Московскую Иконописную школу при Троице-Сергиевой Лавре (Московская духовная академия). Много храмов уже успел расписать по всему миру. К сожалению, на его родине в Северной Осетии его работа оказалась не нужной…
В надежде на классика
Намеренно не хочу вдаваться в подробности этой странной истории. Отмечу лишь, что объяснение уничтожения фресок, чисто техническими причинами, мягко говоря, малоубедительно. Тем более, что Владикавказ город не большой и сложные отношения между местным церковным руководством и Самсоном Марзовым достаточно хорошо известны. Уничтожение фресок вызвало широкий общественный резонанс. В социальных сетях появились, возможно, излишне эмоциональные отзывы, в которых руководство епархии обвиняется во всех смертных грехах… И в какой-то степени людей можно понять…
По моему мнению, вопросы внутрицерковной жизни не должны обсуждаться на страницах прессы. Однако, работы художника – это ещё и произведения искусства, имеющие художественную ценность. И вот тут, на мой взгляд, не место авторитарным решениям и эмоциональным оценкам. Вполне допускаю, что у владыки Леонида собственный взгляд на творчество Самсона Марзоева. Но это взгляд субъективный… И, возможно, прежде чем смывать фрески, стоило прислушаться и к другим оценкам и мнениям. И хотя бы «озвучить» свою точку зрения, не списывая всё на необходимость реконструкции.
К сожалению, о росписи кафедрального собора великомученика Георгия Победоносца, нам остаётся судить лишь по оставшимся фотографиям. Остаётся надеяться, что прав был классик: «Рукописи не горят…»! И для них существует суд другой, высшей инстанции и другой критерий оценки.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.
Все эти слёзы про сбитую роспись от не знающих ситуации — искренние, а от авторов её- по-настоящему крокодильи: сбитая роспись теперь это козырь в борьбе насмерть с архиереем! Козырь, которого Самсон добивался всеми своими последовательными действиями. Я не буду повторять все, но скажу, что роспись должна была остаться: либо реставрироваться, либо, в случае неудовлетворительного состояния, восстанавливаться самим Самсоном. Алтарь полностью должен был быть им дописан. Левый придел с иконой св. Георгия, оформленный сенью должен был остаться, правый придел, должен был быть выполнен также, с объёмной сенью, покрытой мозаикой, но с иконой Б.М. Иверская. Предложение это принятое всеми… но Самсон его принял на словах, а сделал всё вопреки!
Красивый и цветной национальный стиль росписи Самсона держался бы, как камень в оправе — гризайльной росписью Дениса Иванникова, которая была бы вписана в стиль постройки, в архитектуру классицизма.
Это была интересная творческая идея. И я её озвучил всем утром 10 февраля с.г. И всем это очень понравилось… и даже Самсону. Но примириться с вл. Леонидом он не захотел, хотя речь шла о том, чтобы прекратить публичные выпады в сетях. Такие, как сейчас, но тогда ещё более злые и оскорбительные по форме: архиерея там называли (те же друзья Самсона) — …. ВСЯКИМИ оскорбительными словами. Вот о чем просил вл. Леонид!!! Не о том, чтобы Самсон пришёл к нему, как «блудный сын», на коленях прося прощения, а лишь о том, чтобы прекратить публичные оскорбления в сетях и извиниться, даже не за себя, а за вас — за людей, перешедших в публичных сетях грань дозволенного этикой, сказать публично, что такие оскорбительные слова не делают чести ни русским, ни осетинам, и окончательно прекратить эту вакханалию! …. Но автор сбитой фрески ни одного шага не сделал к установлению мира. А мог бы сейчас уже работать над реставрацией собственных фрески, которые были в реально ПЛОХОМ ТЕХНИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ И ТРЕБОВАЛИ РЕСТАВРАЦИИ!
Сам факт уничтожения современных росписей в интерьере кафедрального собора великомученика Георгия Победоносца, выполненных осетинскими специалистами по церковной монументальной живописи Самсоном Марзоевым и Олланой Айларовой, уже является кощунственным актом. Это отнюдь не первый выпад архиерея Леонида против осетинского народа, которого он явно и открыто ненавидит с первого года пребывания во главе Владикавказской и Аланской Епархии. Протоиерей Л. Калинин, Вам необходимо знать о том, что отнюдь не по инициативе ведущего мастера Самсона Майрамовича Марзоева в соцсети появились злые и оскорбительные выпады против вл. Леонида, который, якобы, не позволит осетинскому народу «впасть в средневековье». Ни один гражданин России осетинской национальности не позволит владыке Епархии низвергать традиционную этническую культуру, в том числе и народные верования! Ни вл. Леониду, ни кому-либо иному! Поэтому прот. Л. Калини в написанном Вами «…извиниться, даже не за себя, а за вас — за людей, перешедших в публичных сетях грань дозволенного этикой», повинен сам владыка Леонид, а отнюдь не С.М. Марзоев. Вовсе не мастер Самсон, а владыка Леонид был приглашен на специальное заседание по его поведению, которое прошло под руководством Главы РСО-Алания В.З. Битарова, в соцсети об этом была информация с фотографиями. Надеюсь, что Вы, прот. Л. Калинин, будете солидарны со мной в том, что РПЦ не место для проявления личной мести и, тем более, патриархат никому не позволяет самовольно принимать решения по уничтожению дорогостоящих росписей на почве личной неприязни к ведущему осетинскому художнику и реставратору церковной живописи, иконописцу Самсону Майрамовичу Марзоеву. Тем самым, фактически вл. Леонид удалил визуально зримую основу и ростки формирования местной художественной школы иконописи и монументальной церковной живописи! Это явный инцидент, который следует рассмотреть в РПЦ и, непременно, сменить вл. Леонида на иного, более уважительного церковного служителя. Во главе Владикавказской и Аланской епархии должен встать архиепископ благородный и благо творящий, воспринимающий жизнь и культуру местного древнего ираноязычного этноса. Самовольное уничтожение монументальной росписи в интерьере собора — это удел следователей и прокуратуры РСО-Алании, и должно рассматриваться принципиально, чтобы впредь никто не посмел делать из Самсона козла отпущения. Благодарю всех за внимание!