
Печально известное петербургское информагентство «Росбалт» принято считать независимым СМИ, хотя на деле его руководители с самого начала ставили перед собой совсем другие цели: обслуживание политических амбиций своих хозяев, обливание ложью конкурентов и, конечно, зарабатывание денег.
Чтобы понять, с чего вдруг «Росбалт» возник на информационном небосклоне России, необходимо заглянуть в недавнее прошлое. В 2000-м году хозяйкой агентства стала Наталия Черкесова. Стала не просто так — дело в том, что ее мужу Виктору Черкесову, назначенному полпредом в СЗФО, срочно понадобилось какое-то карманное масс-медиа, чтобы топить тогдашнего губернатора Северной столицы Владимира Яковлева. Ни для кого не было секретом, что бывший кгбэшник Черкесов сам метил в губернаторское кресло. Оно и понятно: пост градоначальника Петербурга при «правильном» подходе мог стать довольно жирной кормушкой.
Впрочем, полпредство тоже давало свои выгоды. На этот крючок жена Черкесова Наталия могла ловить для «Росбалта» крупных акционеров вроде компаний «Балтика», «Ленэнерго» или АФК «Система» и «Северсталь». Фактически она торговала должностью и влиянием собственного мужа в обмен на деньги инвесторов. Благодаря такому нехитрому приему уставный капитал «Росбалта» в короткие сроки вырос до миллиона долларов — для местных СМИ сумма невероятная. Как по волшебству у агентства появились многочисленные представительства в России и за рубежом.
Возможно, инвесторы были бы несколько осторожнее, если бы знали, как Наталия Черкесова продавала некогда известную петербургскую газету «Час Пик». Под руководством этой мадам от издания остались одни долги — по словам сменившего ее после перепродажи газеты «Пресс-Принту» генерального редактора Владимира Топоркова, задолженность составила три с половиной миллиарда рублей. Пи этом Наталия Чаплина (тогдашняя фамилия Черкесовой) тут же основала новое издание «Петербургский «Час Пик», прихватив с собой все активы от недвижимости до оборудования и фактически оставив новых владельцев «Часа Пик» без гроша.
Не гнушалась Черкесова сомнительных методов и на рекламном фронте. Так, до сих пор большие вопросы вызывает контракт на пиар-кампанию сотового оператора МТС, когда тот только начинал выходить на петербургский рынок. Главным претендентом на освоение рекламного бюджета мобильного гиганта была было широко известное агентство «Прайм». Однако неожиданно контракт достался «Росбалту», не имевшему никакого опыта в рекламном бизнесе, в сам «Прайм» нагрянула налоговая полиция, изъявшая все документы, касавшиеся сотрудничества с МТС, а региональный оператор РТР вдруг ни с того ни с сего задрал прейскурант на рекламные ролики. В общем, МТС ничего не оставалось, как сдаться на милость «Росбалта».
Впрочем, рано или поздно хорошие времена заканчиваются. Проигравший борьбу Владимиру Яковлеву Виктор Черкесов переквалифицировался из полпредов в главные борцы с наркотиками и за пять лет довел ФСКН до состояния огромного коррупционного болота, за что и был уволен. Не удержался он и на посту главы Рособоронпоставки, лишившись не только должности, но и получил звание генерала в отставке. Оставшись без прикрытия мужа, Черкесова так и не сумела подружиться со Смольным после ухода Яковлева, поэтому «Росбалт» постепенно начал скатываться в сторону желтой прессы, занимающейся огульной критикой всего на свете под ширмой «либерального СМИ». Постепенно агентство начали бросать инвесторы — первой ушла «Балтика». Бывшие сотрудники «Росбалта» рассказывают, что сегодня агентство пытается заработать, размещая на своих страницах материалы за деньги. Любой желающий, заплатив порядка 10 тысяч рублей «черным налом», может опубликовать статью, интервью или свой «эксклюзивный» комментарий, чтобы «засветиться» в СМИ или пропиарить свою компанию.
Остальной контент сайта составляют переписанные новости с других ресурсов и так называемая «аналитика» от разнообразных колумнистов — преподавателей Европейского университета (существующего на деньги фондов Сороса, Форда и Макартуров) или сотрудников Центра Карнеги, который по всем признакам подпадает под статус иностранного агента. Вообще авторов «Росбалта» регулярно можно видеть, слышать и читать в изданиях, активно пропагандирующих западную точку зрения на Россию как на отсталую страну, в которой живут отсталые люди. Другой оценки нашей действительности «Росбалт» не знает и не хочет знать. Видимо, иностранные НКО остались единственными инвесторами агентства.
Независимый журналист Роман Дымент, специально для ИА «Госновости».
Не забудьте поделиться новостью. Отзывы и пинг пока закрыты.