СДЮШОР «Экран» существует за счет бюджета города Санкт-Петербурга, другими словами, благодаря жителям города, налогоплательщикам. Родители не должны платить за получаемое образование детьми, но по факту оказывается, что все не так радужно и мы обнаружили случаи, когда калечатся судьбы детей тренерским составом по непонятным для родителей причинам. Они стараются разобраться, добиться справедливости, но…
Приводим три истории, случившиеся не просто в одной конкретно Санкт-Петербургской государственной бюджетной дополнительного образования спортивной школе олимпийского резерва по водным видам спорта «Экран» https://ekranswim.ru.
Так получилось, что удалось поговорить с родителями всех трех эпизодов, случившихся в разное время в одной группе у одного тренера — Ивановой Ольги, у кого эта группа была первой в ее карьере — главного тренера.
Случай первый.
Вот как его описывает мать пострадавших детей. У меня двойняшки Дроздов А***** и Дроздова К***** 2012 гр. Всё началось в 2021 году, когда Ольга Александровна (Иванова, тренер) организовала летние сборы в лагерь Эволюция. И мои дети оказались там изгоями.
Договор на организацию летнего отдыха Иванова составила на себя и все денежные средства переводились ей на карту. По приезду в лагерь, на вторые сутки моему сыну мальчик ломает руку.
Мне об этом сообщают только на следующий день. Я приезжаю в лагерь и выясняется, что помимо нашего тренерского состава появляется третий тренер Виталий Витальевич, на которого Ольга Александровна переложила ответственность за детей. Она мне предложила забрать сына по причине того, что он не сможет больше тренироваться и я его забрала.
Дальше она переключилась намою дочь К, которая по словам Ольги Александровны не давала ей спать и приходила по ночам к ней в комнату. Так как планы на отдых у тренера были нарушены она начала нервничать и по вечерам стала давать моей дочери без моего ведома какие-то успокоительные капли, чтобы дочь быстрее засыпала. В пятницу от Ольги Александровны мне поступил звонок с просьбой забрать дочь из лагеря из-за того, что она (Ольга Александровна) не высыпается.
Я ответила, что дочь я забрать не готова, т.к путевка оплачена, но готова приехать и поговорить с дочкой, чтобы она продолжила дальше тренироваться. Тренер дала добро.
Когда я приехала ко мне выбежала заплаканная К. и попросила забрать её из лагеря. Ольга Александровна, увидев такую реакцию ребёнка предложила мне забрать дочь на выходной день, а потом привезти с новыми силами и я согласилась. Написала заявление на выходной день, и мы уехали (заявление есть в наличии у редакции). После, Ольга Александровна перестала отвечать на мои телефонные звонки.
Дальше мне пошли угрозы от организации, которая заключила договор с Ольгой Александровной что бы я переписала заявление о том (есть в распоряжении редакции), что я добровольно забрала дочь, а не на выходной.
В понедельник после выходных мы с дочкой приехали в лагерь Эволюция для того, чтобы продолжить тренировочный процесс, за который я заплатила 160 000 рублей, но мне ответили, что дочь исключили из лагеря. И что это решение было принято Ольгой Александровной, на которую и был заключён договор. Как мне сказали, кто платит, тот и решает, кто останется в лагере.
Спустя 3 года после случившегося, мать двоих детей комментируя все случившиеся тогда не может сдержать эмоций. Это и понятно, только родители знают, сколько сил они тратят на то, чтобы дети ежедневно занимались спортом, чего это стоит семьям.
Вот как она прокомментировала случившиеся спусти 3 года: просто мошеннические действия. Очень жалею, что я тогда промолчала и не подала на Ольгу Александровну в суд за присвоение денежных средств. Перечитала сейчас всю переписку с Ольгой Александровной пока мои дети отдыхали в Эволюции и занимались в Экране, и как заново вернулась в этот АД. Как одна мама написала, что есть удобные родители, а есть не очень. Ольга Александровна поломала очень много детских судеб. И будет очень обидно, если она продолжит это делать.
Но, кроме этого, как выяснилось в группе тренера процветает «дедовщина» или как сегодня принято называть «буллинг».
Буллинг (от английского bullying— «запугивание», «издевательство», «травля») — это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв.
Сергееву (фамилия спортсменки агрессора) очень опекает Иванова. И она это чувствует. После занятий, которые проходили ещё на Испытателей моя дочь вышла вся в слезах, на вопрос что случилось, она мне ответила, что Ольга Александровна поставила их на дорожку вместе с Сергеевой
Д. и та постоянно ее сталкивала с тумбочки и оскорбляла. В раздевалке ситуация повторилась, Сергеева всячески пыталась К. оскорбить закидывала ее рюкзак на шкафчик, а потом толкнула, что К. упала. Дочь заплакала, а другим было весело. Тренерский состав в это время в бассейне отсутствовал.
Можно подумать, частный случай. Такое бывает везде. Но оказалось, нет. В 2023 году этот случай произошел по такому же сценарию, а спортсмен агрессор после того, как дочь нашей собеседницы перестала из-за поведения тренера ходить заниматься спортом, нашла себе новую жертву. Об этом вы узнаете из последней истории.
Но история с тренером и лагерями продолжалась. Тут надо добавить, стандартной практикой является переложить на родителей работу тренеров и школы в вопросах соревнований и лагерей. Например, на соревнования в выходной день, родители должны выходить в белой одежде и осуществлять судейство. Обычно требуется от 10 человек. А если они не захотят это делать, дети не будут допущены до соревнований. Тут можно уйти в сторону и рассказать, как тренера вводят в заблуждение родителей фактически заставляя отдавать детей на коммерческие соревнования, не объясняя им, что это можно и не делать, но мы о другом.
Если говорить о лагерях, то внезапно это оказалось обязанностью родителей: найти лагерь, согласовать с тренером, оплатить его и в этом случае дополнительно заплатить тренерам — которые в лагере будут жить бесплатно. Вот действительно, не школа для детей, а дети для … тренеров. Будет все сделано, как это будет удобно тренерам. А если не нравится, вон дверь. И все это существует благодаря налогам жителей города Санкт-Петербурга.
На все вопросы про деньги родители слышат один ответ: нет денег. Тогда вопрос, а кто за это отвечает? Комитет по физической культуре и спорту во главе с Шантырем Антоном Игоревичем? Законно ли это? Какая сумма денег направляется конкретно на СДЮШОР Экран правительством города Санкт-Петербурга и как она расходуется, что это приводит к требованию со стороны тренерского состава организовывать лагеря, судейство соревнований? Знает ли о сложившейся ситуации губернатор города Беглов А.Д?
Редакция пока не получила ответ на свой запрос.
Тренер Иванова не воспитала никого. Все описанные случаи происходят с ее первой группой в качестве тренера. А время идет, и родители, потихоньку понимая куда они попали забирают детей с психологическими и физическими травмами. Никто не извинился. Никто не компенсировал им тысячи часов потраченного времени и денег на этот «спорт».
Случай второй.
История случилась летом 2022 года. Вот как ее описывает Федоров, отец спортсмена.
С момента приезда в лагерь до 30.06.22 ребенок был всем доволен, находился в прекрасном настроении, положительно отзывался о лагере, персонале, питании, бассейне, но в четверг вечером неожиданно попросился домой.
О причинах он ничего внятного не сказал. Учитывая, что в субботу был запланирован «родительский день», мы не стали допытываться о причинах, чтобы не усугублять и без того подавленное настроение, а договорились, что встретимся и поговорим. В силу особенностей характера ребенка (он очень впечатлительный, эмоциональный, с обостренным чувством справедливости) нам необходимо было его успокоить, чтобы сгладить негативные эмоции. Забирать ребенка из лагеря мы не планировали.
Но 02.07.22 за несколько минут до выхода из корпуса, сын позвонил и сказал, что Ольга Александровна велела ему выходить с чемоданом, что раз он собрал вещи, смысла возвращаться ему нет, т.е. фактически выгнала его. Я пытался позвонить Ольге Александровне, но она не брала трубку.
Когда дети вышли, и моя супруга поинтересовалась причиной выхода ребенка с вещами, Ольга Александровна сказала, что он сам решил поехать домой. На резонное замечание супруги, что вообще-то у детей есть родители, и только они вправе решать, когда детям ехать домой, она предложила «и плавать ребенку сродителями», т.е. обсуждать с родителями сложившуюся ситуацию она не планировала.
Затем мы оформили заявление на выезд ребенка из лагеря, но зам.начальника лагеря, который должен был его подписать, сообщил, что на выезд ребенка из лагеря до окончания смены должна быть веская причина, а команда тренера «выходить с вещами», к сожалению для Ольги Александровны, веской не является. Что просто так выгнать ребенка нельзя, поскольку его пребывание в лагере финансируется бюджетом, необходимо на его место предоставить замену. Ольга Александровна, судя по всему, не ожидала такой ситуации…
В процессе ожидания пока Ольга Александровна дозвонится до методиста в поисках замены, мы пытались выяснить, что все-таки произошло. Выяснилось, что по причине неудовлетворительного поведения некоторых спортсменов в четверг все спортсмены были «наказаны». Наказание выражалось в плавании «в режимах». Поскольку, по словам Ивановой О.А., «раз у них много энергии, пусть расходуют ее подобным образом».
На следующий день сын не очень хорошо себя чувствовал, но сказать тренеру, что у него болят мышцы, побоялся, так как вместо того, чтобы спросить: «Что случилось?», тренер на повышенных тонах спрашивала: «Ты плыть сегодня собираешься?». Когда мы спросили у тренера, почему нельзя поинтересоваться самочувствием ребенка, если она видит, что с ним что-то происходит, Иванова О.А. ответила, что не видит для этого повода, что Савва, оказывается, вообще не выдерживает нагрузок, он не спортсмен, плавание не для него и в спорте ему нечего делать, что ребенок вообще не хочетплавать — это наше желание, и еще много неприятных, а самое главное абсолютно необоснованных претензий. Все это было сказано при ребенке, и также в присутствии нескольких детей. Мой ребенок, повторюсь, очень эмоциональный, с обостренным чувством справедливости, и слова тренера вызвали у ребенка истерику. Прошу заметить, что за 3 года тренировок от тренера ни разу не было замечаний в сторону ребенка, ни по поводу неудовлетворительного выполнений каких-либо заданий, ни по поводу поведения. На протяжении тренировочного процесса ребенок стабильно улучшал свои результаты.
В завершении разговора тренер Иванова О.А. сообщила, что мы обязаны объясниться в спорт школе по поводу сложившейся ситуации, что я и делаю, а также, что в сентябре мы ребенка на тренировки в СШОР «ЭКРАН» можем не приводить, поскольку она «не видит вариантов нашего с ней взаимодействия».
B соответствии с данными, размещенными на сайте СШОР «ЭКРАН» в школе, реализуется программа спортивной подготовки по виду спорта «Плавание», утвержденная Приказом от «09» сентября 2021 года No 188 — ос,которая «… предназначена для тренеров и является основным документом тренировочной работы». В данной программе не последнее место занимает раздел 3.6. Рекомендации по организации психологической подготовки, с которым тренер Иванова О.А., судя по е поведению, либо не знакома, либо трактует его по-своему. Поскольку вместо мотивации и«создания у спортсмена благоприятного психического состояние, обеспечивающего успешность и тренировок, и соревнований», ребенок сталкивается с подобной ситуацией. А учитывая юный возраст и незрелость психики, психологическая травма, нанесенная тренером, может нанести серьезный ущерб психике ребенка. Насколько мне известно, тренер Иванова О.А. еще не воспитала ни одного спортсмена, тем не менее, считает, что вправе определять есть ребенку место в спорте или нет, а также ставить на нем клеймо «не спортсмен».
Отец написал заявление директору школы, с просьбой провести проверку в отношении тренера. Формальный ответ осуждал действия тренера (имеется в распоряжении редакции) если коротко, то главная цитата из него звучит так:
Данные действия тренера безусловно для СПб ГБУ СШОР по ВВС «Экран» являются недопустимыми. С Ивановой О.А. проведена беседа о недопустимости подобных действий, о необходимости корректного общения с занимающимися и их родителями (законными представителями), о строгом соблюдении Приказов, Правил и Положений, утверждённых в Учреждении.
Сделала ли тренер какие-либо выводы? Зимой 2023 года, во время лагеря этого тренера очередной мальчик спортсмен уехал домой со сломанной рукой. А участник следующей истории не выдержал и подал в суд.
Случай третий.
Соревнования по плаванию проходили в конце января 2023 года. Ничего не предвещало беды, девочка спортсмен Николаева К. ходила в школу с самого начала и уже 4 года регулярно повышала свои спортивные результаты. Но папа, ждал ее не подозревая ничего плохого, увидел свою дочь в слезах. На вопрос, что произошло дочь ответила, что у нее отобрали ее личную вещь в раздевалке, а потом ударили. Прежде чем принимать какие либо решения, попросил дочь показать кто это сделал в раздевалке, и подойдя к спортсменке Сергеевой Д. задал ей вопрос: Ты ударяла мою дочь? Девочка ответила — да. Тогда последовал резонный второй вопрос: зачем? Тут девочка смутилась и уже ничего не смогла ответить.
Эта была как позже выяснит отец, та самая девочка, унижавшая и применявшая силу к девочке спортсменке из первой истории. Она перешла в эту школу из школы по плаванию Комета, где не захотели мирится с таким поведением. Шло время, случаи в Экране повторялись, но ничего не менялось.
Цитата из заявления в полицию (имеется в распоряжении редакции): 29.01.2023 в СПб ГБУ СШОР водным видам спорта «Экран» (далее – школа Экран) по адресу Санкт-Петербург, Хлопина 10, проходили соревнования по плаванию среди детей 2012 г.р.
После соревнований, участник соревнований и спортсмен школы Экран Д*** С**** в женской раздевалке вырвала у моей дочери Н**** К***** (копия свидетельства о рождении – Приложение 1) ее блокнот со словами «было ваше стало наше».
Когда К***** подошла и попыталась забрать обратно блокнот, Д**** бросила его на пол. К**** повернулась к Д**** спиной, чтобы поднять блокнот, в это момент Д**** с силой ударила ее коленом по копчику ногой.
В результате удара К**** почувствовала резкую ломящую боль в нижней части спины, которая не проходила.
Через час после произошедшего я обратился со своей дочерью в медицинское учреждение, где был диагностирован ушиб области копчика (Приложение 2).
Аналогичные ситуации происходят в данном заведении постоянно и не только по отношению к моей дочери, но и по отношению к другим учащимся.
Тренерский состав школы Экран отказывается принимать меры для нормализации ситуации.
В течении 2 недель после произошедшего у моей дочери был нервный срыв в школе, после чего мы были вынуждены начать регулярные посещения детского психолога.
Как вы думаете какие последствия были у этого случая? Отец пострадавшей тщетно пытался добиться того, чтобы тренерский состав собрал всех спортсменов вместе и обсудил эту ситуацию. Тренеры предложили на их взгляд единственно правильное решение — организовать встречу агрессора и пострадавшей, чтобы пострадавший спортсмен снова подвергся стрессу, а другие потерпевшие в прошлом в аналогичной ситуации не смогли подтвердить похожие случаи и увидеть — что это неправильно, это плохо.
Буллинг одного конкретного спортсмена над другими — это то, чего нельзя допускать, пытался достучаться до здравого смысла отец потерпевшей девочки.
Но Иванова Ольга, будучи тренером сообщила, что так девочки играют. Ничего особенного в этом нет. Ответственности за случившиеся они не несут, и делать на будущее тут ничего. Это нормально.
Было написано заявление со стороны отца о проведении расследования внутри школы (есть в распоряжении редакции). Оно осталось без внимания. В конечном счете, все, о чем просил отец дочери, который возил ее 4 года почти каждый день на тренировки это извинений и действий, которые помогут избежать похожих ситуаций в будущем. Никто не захотел брать на себя ответственность за то, что происходит в женской раздевалке после соревнований. Все, что оставалось это подать в суд. На попытки избежать этого и все решить мирным путем, ушло 8 месяцев.
Иск был подан 6 сентября 2023 года номер дела 2-1641/2024. На тот момент, заявление в полицию, обращения к директору школы Экран, переговоры с тренерами — не смогли дать результатов. Отдельно нужно отметить, что мать спортсменки агрессора в принципе не готова была к диалогу как в первом, так и в этом случае. Опыт общения с ней оба родителя описывают как: махровое хамство и угрозы.
В процессе судебного разбирательства, когда в качестве ответчиков были привлечены не только СДЮШОР Экран и родители спортсменки, начавшей конфликт, но и ООО «Центр поддержки и развития водных видов спорта» отвечавшие за организацию соревнований и Федерация Санкт-Петербурга по плаванию.
Благодаря этому, через год после подачи иска в суд и нескольких судебных заседаний удалось ответить на вопрос — кто несет ответственность за спортсменов в раздевалке.
Организаторы соревнований указали, что согласно регламенту ответственность за спортсменов в раздевалке несут — тренеры. Прямо в зале суда представитель СДЮШОР Экран стал с этим спорить, показав непонимание зон ответственности, а главное подтвердив — дети все время находились и находятся в опасности, так как никто не собирался делать что либо, чтобы избегать таких ситуаций. И не собирается делать сегодня.
Неужели нужно обязательно дождаться случая, когда кто то, ударится виском во время падения после удара другим спортсменок «в шутку» об угол и погибнет на месте?
В данный момент, адвокат спортсменки агрессора начавший конфликт в этой и первой истории, специализирующийся на уголовных делах, пытается доказать в суде, что никакого удара вообще не было. Это папе просто делать нечего, и он все придумал. От решения суда зависит не сколько моральная компенсация сколько, продолжит такой тренер дальше «тренировать» детей или нет.
Детская раздевалка удобное место для буллинга, нет камер. А значит достаточно агрессору сказать — я никого не бил, чтобы появилась возможность сомневаться в произошедшем.
Другим родителям из описанных выше случаев не хватило сил и нервов для того, что принято называть в нашем обществе — справедливость. У них опустились руки, когда они поняли, что система, которая существуют по факту на их деньги — не стремится защищать их интересы. Она способна защищать только себя. Детская спортивная школа олимпийского резерва Экран — для тренеров, а не для детей.
Несколько родителей, дети которых занимаются сегодня у Ивановой в частной беседе подтвердили факты, изложенные в этом материале, и высказали свое недовольство тем, что происходит, но побоялись публично озвучить свои истории. Получается, что дети и родители в заложниках у сложившейся практики.
Заключение.
Может быть это нормально и везде так? Мы узнали мнение представителей разных спортивных федераций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Нас спросили, когда был уволен тренер на основе вышеизложенных фактов. Каково их удивление было, узнав, что тренер продолжает свою профессиональную деятельность.
Редакция продолжит следить за развитием событие и судебным разбирательством между потерпевшей стороной и ответчиками. Следующее заседание 29 ноября 2024 года. Готовы предоставить всю необходимую информацию для проведения прокурорских и других проверок.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.