Статья президента РФ Владимира Путина «Быть открытыми, несмотря на прошлое», опубликованная в немецкой еженедельной газете Die Zeit сегодня, в день 80-летия нападения гитлеровской Германии и ее союзников на Советский Союз, на первый взгляд, не содержит в себе каких-либо новых принципиальных положений, которые ранее не были бы упомянуты в публикациях и выступлениях главы Российского государства. Но — только на первый взгляд. Подробнее – в материале ФАН.
Как гласит старая английская пословица, «Если двое говорят одно и то же — это не одно и то же». Точно так же, если кто-то говорит одно и то же в разное время и в разных условиях, — это далеко не одно и то же. Кроме того, в тексте самой статьи содержатся несколько очень важных смысловых акцентов, которые придают ей особое значение.
Во-первых, путинская публикация адресована к «единой Европе», и прежде всего к Германии. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков специально подчеркнул, что статья не только размещена в немецком издании, но изначально была написана Путиным на немецком языке. И это не случайно.
Ни для кого не секрет, что в результате «Брекзита» влияние ФРГ внутри Евросоюза усилилось настолько, что последний все чаще в шутку и всерьез именуют «Четвертым рейхом». При этом ЕС трудно назвать одним из глобальных центров силы, поскольку в военно-политическом отношении он зависим от США и НАТО, а на уровне постоянных членов Совета Безопасности ООН с правом вето и ядерным оружием представлен теперь только Францией.
Недавний саммит НАТО взял курс на укрепление Альянса, дальнейшее расширение списка его членов и распространение зоны его действия не только далеко за пределы Северной Атлантики, но и в космос, и в киберпространство. В своей статье Владимир Путин прямо называет этот блок «реликтом холодной войны», а его расширение — «агрессивной политикой», которая привела к росту международной напряженности и к новой гонке вооружений.
Российский президент не говорит о результатах этой гонки, поскольку лишний раз напоминать о нынешней ситуации с гиперзвуком, средствами РЭБ и ПРО, а также с другими системами вооружений, где Москва получила преимущество минимум на 10-15 лет, никому не нужно. В то же время ситуация с кибербезопасностью, средствами ведения биогенетической и информационной войны выглядит куда более неопределенной и взрывоопасной, то есть победителей в этой гонке нет и быть не может.
Путин специально указывает, что в становлении нынешней «единой Европы» колоссальную роль сыграло окончание холодной войны, историческое примирение народов России и Германии, воссоединение немецкого народа в одном общем государстве. Но «общей победы» не получилось: мечта Шарля де Голля о едином континенте, даже не географическом — от Атлантики до Урала, а культурном, цивилизационном — от Лиссабона до Владивостока, так и не стала реальностью. И причиной тому была позиция «атлантистов», посчитавших окончание холодной войны исключительно собственной победой, а все постсоветское пространство, в том числе Россию, — своим трофеем.
Добавим к этому, что ситуация после уничтожения СССР в 1991 году имеет немалое сходство с ситуацией после уничтожения Российской империи в 1917 году, а действия коллективного Запада во главе с США в отношении нашей страны были аналогичны действиям кайзеровской Германии после Брестского мира. Но как захват земель на Востоке не спас Второй рейх от революции и поражения в Первой мировой войне, так и продвижение НАТО на Восток, вплоть до поддержки антиконституционного вооруженного переворота на Украине в 2014 году, не спасло США и их союзников от глобального системного кризиса.
И как советский солдат Великой Отечественной войны «пришел на землю Германии не мстить немцам, а с благородной, великой миссией освободителя» от нацизма и его агрессивной, человеконенавистнической политики, так и сегодня Россия предлагает Европе отказаться от политики конфронтации и санкций. С тем, чтобы совместно решать актуальные проблемы безопасности и стратегической стабильности, здравоохранения и образования, цифровизации, энергетики, культуры, научно-технологического развития, изменений климата и экологии.
Путин особо подчеркнул, что наша страна ощущает свою неразрывную культурную и историческую связь с Европой, выступает за восстановление всеобъемлющего партнерства с ней в целях процветания и безопасности нашего общего континента, создания единого пространства сотрудничества и безопасности от Атлантики до Тихого океана, которое включило бы в себя разные интеграционные форматы, в том числе Европейский союз и Евразийский экономический союз.
«Мы просто не можем позволить себе тащить за собой груз прошлых недоразумений, обид, конфликтов и ошибок… Наша общая и бесспорная цель — обеспечить континентальную безопасность без разделительных линий, единое пространство равноправного сотрудничества и всеобщего развития во имя процветания Европы и мира в целом», — заявил в статье российский лидер.
Кстати, в своей речи, посвященной 80-летию начала Великой Отечественной войны и произнесенной при возложении цветов к Вечному огню у Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду, президент России особо подчеркнул, насколько объемен и тяжек этот груз для наших европейских и особенно немецких «партнеров»:
«Врагу было мало завладеть чужой землей. Он пришел, чтобы истребить наш народ, а тех, кто останется, превратить в рабов, лишив родного языка, традиций предков, нашей культуры. Такого жестокого геноцида не знала история».
У таких военных преступлений и преступлений против человечества, включая геноцид, как известно, нет срока давности. И Путин говорит о том, что нельзя забыть эти трагические страницы прошлого или вырвать их из истории, или оправдать виновных в том, что они были написаны. Но точно так же нельзя допустить, чтобы они определяли наше настоящее и будущее.
Как относиться к тому, что ни германский Бундестаг, ни правительство ФРГ не планируют проведения каких-либо официальных мероприятий в связи с 80-й годовщиной агрессии Третьего рейха и его сателлитов против Советского Союза (фиговый листок заявления уходящей в отставку бундесканцлерин Ангелы Меркель уже не считается)? Как относиться к растущим претензиям Берлина (и Токио) на равносильную их экономической мощи политическую роль в современном мире?
Президент России в своей статье предложил, пожалуй, оптимальный для Германии и континентальной Европы вариант ответа на эти претензии, способный прояснить и определить пока еще смутные контуры «постковидного» баланса сил в Европе и на планете в целом.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.