Официальная Анкара потребовала от Турции вывести свои войска с территории Сирри, и вот почему.
Военный конфликт в Сирии продолжается более восьми лет. Активная фаза боестолкновений уже окончена почти на всей территории Сирийской Арабской республики. Проправительственная коалиция сил успешно уничтожила большинство боевиков и военно-техническую инфраструктуру халифата Исламского Государства* полностью. Однако до сих пор на сирийской земле еще остаются разрозненные бандформирования. Последним оплотом сирийского терроризма стала провинция Идлиб.
Разрешить идлибскую дилемму мирным путем в Астаниском формате не получилось. В ходе наступления подразделений Сирийской Арабской армии (далее САА) в этом году удалось очистить часть провинции от исламистов, но в целом ситуация тут существенно не изменилась. Город Идлиб и его окрестности до сих пор остаются пристанищем для разобщенных террористических группировок, которые постоянно соперничают из-за влияния и ограниченных ресурсов.
Наиболее значимыми являются следующие локальные бандформирования:
«Хайят Тахрир аш-Шам»* (ХТШ* вышел из «Джабхат ан-Нусры»*, сирийского филиала Аль-Каиды*) – самая мощная и влиятельная группа моджахедов;
Национальный Фронт Освобождения — протурецкий военный союз, специально созданный на базе «Ахрар аш-Шама»*, чтобы служить конкурирующей силой ХТШ* и защищать интересы Анкары в этой части САР;
Туркестанская исламская партия – тоже «дочка» Аль-Каиды*, военизированная банда, состоящая из иностранных джихадистов, в большинстве своем уйгуров. Главный союзник «Хайят Тахрир аш-Шам»*;
«Хуррас ад-Дин-про-Аль-Каида»* – военная группировка тоже в союзе с ХТШ*. Главное отличие «Хуррас ад-Дина»* от своих союзников состоит в том, что это группа не старается скрыть свои связи с Аль-Каидой*.
В прошлом году численность боевиков в Идлибе варьировалась на уровне 20-30 тысячи стволов. По другим оценкам, в этой сирийской провинции скрываются порядка 60 тысяч исламистов. Примечательно, что большая часть инфраструктуры идлибских боевиков расположена вокруг города Идлиб, а также около населенных пунктов Саракиб и Мааррат-Эль-Нуман. Привычно экстремисты базируются в непосредственной близости от гражданских поселений, используя живущих там сирийцев как «живой щит».
Доминирующее положение в регионе группировки «Хайят Тахрир аш-Шам»* никем не оспаривается. Всем остальным приходится или добровольно сотрудничать с ними, или подчиняться их приказам. Многие мелкие бандформирования были попросту поглощены, став составной частью ХТШ*.
Два года назад, в 2017 году, полевые командиры «Хайят Тахир аш-Шам»* создали местное сирийское правительство спасения (далее СПС). В составе СПС восемь министерств, начиная с МВД и Минюста и заканчивая Минэкономразвития и Минздравом. У это идлибского органа власти есть даже своя полиция, но она в основном занимается автодвижением и урегулированием разногласий на бытовом уровне. Но боевыми операциями в регионе, будь то разборки с другими бандами или подавление спящих ячеек ИГИЛ*, занимаются сугубо военные подразделения ХТШ* и его союзников.
Неудивительно, что именно «Хайят Тахир аш-Шам»* узурпировали все финансы и власть в Идлибе. Боевики ХТШ* контролируют все дороги и контрольно-пропускные пункты на сирийско-турецкой границе, взимая с любого локального бизнеса налоги. Вдобавок они берет немалую плату с беженцев, которые хотят покинуть провинцию по гуманитарным коридорам, открытым официальным Дамаском с помощью российской военной полиции. Все это и позволило ХТШ* стать самой организованной и хорошо оснащенной боевой группировкой в провинции.
Однако ХТШ* живет не только сборами податей с местных бизнесменов и вынужденных переселенцев. По имеющимся данным, их «жирно» спонсируют благотворительные салафитские фонды из Кувейта, Катара, Саудовской Аравии, а также ряд высокопоставленных чиновников из Иордании и Турции. Да начала сирийской войны население идлибского региона насчитывало около полутора миллионов арабов. Теперь же эта цифра выросла вдвое. В массе своей – это арабы-сунниты и локализованные турки. Логично, что большинство из них — боевики и члены их семей.
Турки стараются разрешить идлибскую проблему мирным путем. Вот почему Турция активно выступает за укрепление дипломатического сотрудничества с Россией и Ираном в этом направлении. Однако у Анкары не хватает влияния на военизированные структуры бандформирований в провинции Идлиб. «Хайят Тахир аш-Шам»* в открытую не поддерживает режим прекращения огня в регионе на данный момент.
Турция хотела бы взять ситуацию тут под свой контроль, но ей для этого нужно несколько лет. Официальный Дамаск ждать этого, естественно, не собирается и не будет. Поэтому, судя по происходящему в регионе, новый виток военной эскалации в зоне Идлиба уже не за горами. И наступать по всем направлениям здесь будут именно солдаты САА при поддержке авиаударов ВКС РФ.
*Запрещенная в РФ террористическая организация.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.