В арбитражном суде Ярославской области идет процесс банкротства сельхозпредприятия АО СХП «Вощажниково» — по заявлению ВЭБ.РФ, который обнаружил нарушения сроков возврата 6-миллиардного кредита, выданного этой компании. Между тем, стало известно о ряде действий должника, направленных на затягивание момента принятия судом решения о признании АО «СПХ «Вощажниково» банкротом и введении конкурсного производства
Напомним, что еще в конце 2018 года ВЭБ РФ обратился в арбитраж Ярославской области с заявлением о банкротстве ярославского сельскохозяйственного предприятия АО СХП «Вощажниково». Как выяснилось, средства, выделенные в рамках поддержки сельхозпроизводства, были освоены этой компанией с нарушениями. «Вощажниково» брало в 2010 году у ВЭБа кредит в 6,369 млрд руб на строительство двух молочно-товарных комплексов (МТК 1 и МТК 2) и молокоперерабатывающего завода (МПЗ). Кредитная линия была открыта в рамках целевой программы по развитию молочного скотоводства — при поддержке правительства Ярославской области и администрации Борисоглебского района. И местные власти субсидировали процентную ставку по кредиту.
МТК были построены на 4 млрд рублей, а строительство молочного завода на данный момент законсервировано. Компания «Вощажниково» заплатила за строительство завода 2 млрд рублей аффилированной компании ОАО «Асдор», которая свои обязательства не выполнила. А само «Вощажниково» стало в итоге должником ВЭБа. Долг по кредитному договору на январь 2019 года составил 7 млрд 561 млн 507 тысяч 526 рублей, с учетом основной суммы долга, процентов и неустойки.
Есть и еще один важный момент: «Вощажниково» фактически вывела через аффилированное юридическое лицо, ОАО «АСДОР», 1,5 млрд. рублей, и не только не возвращает ВЭБ.РФ возникший долг, но и незаконно получала субсидии от государства.
По решению Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области от 30 января 2019 года, кредит Внешэкономбанка в сумме 2 068 870 рублей, выданный компании «Вощажниково», был использован не по целевому назначению, поскольку молокоперерабатывающий завод не введен в эксплуатацию. Однако «Вощажниково» с этим не согласилось и даже подало заявление в арбитражный суд Ярославской области, пытаясь оспорить это решение.
Но арбитражный суд Ярославской области отказал «Вощажниково» в отмене решения Контрольно-ревизионной инспекции о нецелевом расходовании средств.
Таким образом, несмотря на то, что АО «СХП «Вощажниково» занимает 4 место в рейтинге молочных предприятий страны и 7 место в рейтинге предприятий молочной отрасли России по рентабельности производства, оно попало в процесс банкротства.
Производство по делу о банкротстве было возбуждено арбитражным судом Ярославской области в январе 2019 года (дело № А82-328/2019). Однако сама процедура банкротства предприятия с тех пор затянулась. Еще в начале марта определением арбитража Ярославской области в отношении «СХП «Вощажниково» (и подтвердившими позже это решение постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2019 года и постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 19 августа 2019 года) была введена процедура наблюдения, временным управляющим был утвержден Евгений Пименов.
Проанализировав финансовое состояние компании-должника, временный управляющий сделал печальные выводы: восстановление платежеспособности невозможно. В июне прошло первое собрание кредиторов, на котором было принято решение об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Стоит отметить, что на этом собрании кредиторов участвовал и ВЭБ, а это основной кредитор, который обладает 90 процентами голосов.
Однако компания-должник «Вощажниково», а также администрация Вощажниковского сельского поселения Борисоглебского муниципального района Ярославской области в ответ попытались оспорить эти решения и тем самым затянуть начало введения конкурсного производства. Во-первых, подав кассационную жалобу на оба решения арбитража о введении процедуры наблюдения. Во-вторых, «Вощажниково» также потребовало признать решения первого собрания кредиторов недействительным.
В итоге начало рассмотрения дела о несостоятельности «Вощажниково», назначенное на 29 июля, было перенесено аж на два месяца – и назначено на 23 сентября 2019 года. Судья Нащекина решила дать арбитражу возможность сначала рассмотреть кассационную жалобу «Вощажниково» и администрации Вощажниковского района, а также заявление «Вощажниково» на признание недействительным решения собрания кредиторов.
Фактически «Вощажниково» чинит препятствия основному кредитору компании – ВЭБ.РФ – в возвращении хоть какой-то части кредита путем процедуры банкротства, предусмотренной законом. А суд попустительски относится к этой ситуации и затягивает ситуацию.
Интересно, что в кассационной жалобе «Вощажниково» и администрация района, кроме доводов о неправильном выборе временного управляющего, неправомерности расчетов долга перед ВЭБ и других моментов, ссылались на то, что компания-должник является градообразующим предприятием, поэтому администрация должна обязательно участвовать в деле.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа рассмотрел кассационную жалобу 19 августа – отказав в ней. А рассмотрение заявления о признании решения собрания кредиторов недействительным назначено на 17 сентября в арбитраже Ярославской области. И только после этого, 23 сентября, судья Нинэль Нащекина приступит к рассмотрению вопроса о введении процедуры банкротства предприятия.
Вызывает сомнение, могут ли попытки оспаривания результатов первого собрания кредиторов и обжалование определения о введении наблюдения в кассационной инстанции влиять на принятие судом решения об окончании процедуры наблюдения и введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства? Ведь, по закону, рассмотрение кассационных жалоб на судебный акт о введении наблюдения не является препятствием для разбирательства в деле о несостоятельности по существу. Более того, все признаки банкротства, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве), у «Вощажниково» присутствуют. Так что даже без учета решения первого собрания кредиторов суд вправе окончить процедуру наблюдения и открыть конкурсное производство.
Однако судья Нащекина предпочла ждать. Не свидетельствует ли ситуация о том, что суд находится под влиянием компании-должника?
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.