В середине сентября прошлого года Общероссийский профсоюз экспертов в области промышленной безопасности возглавил Петр Каныгин. На первый взгляд это ничем не примечательное событие. Однако оно описывает те переделы сфер влияний, которые с приходом в 2014 году в Ростехнадзор Алексея Алешина с той или иной интенсивностью протекают в ведомстве. Может иллюстрировать и то, как финансируется шикарная жизнь российских чиновников.
Алешин человек Сергея Чемезова. Семь лет был его первым заместителем в Ростехе. Назначение на высокие чиновничьи должности людей из бизнеса всегда вызывает много вопросов. Такие перестановки происходят часто с заметным понижением в зарплате. Не стал исключением и этот случай. Зарплата Алексея Алешина снизилась в полтора раза. Согласно официальной декларации, опубликованной на сайте Ростехнадзора, за 2013 год под началом Чемезова он заработал 17,5 миллионов рублей. В 2017 году он получил немногим более 12 миллионов. Супруга высокопоставленного чиновника тоже не стала зарабатывать больше. Она получает примерно 2,5 миллиона ежегодно.
Поэтому назначение на государственные должности часто подразумевает наличие неформального дохода.
Поддержание статуса чиновника такого уровня всегда требует определенных дополнительных трат. И тут одной голой зарплаты недостаточно. Пускай она и больше примерно в 100 тысяч раз минимального размера оплаты труда. Люди такого уровня всегда должны иметь средства на расходы, которые не попадают в декларацию. Это может быть дорогостоящая недвижимость за границей, оформленная на оффшорные компании, обучение детей за рубежом, непомерные траты на организацию отдыха.
Чиновники высокого уровня должны нести траты и при выполнении своих должностных обязанностей. Ведь не полезешь в семейный бюджет, чтобы оплатить персональный самолет для поездки в командировку. И оплату счета на ведомство не переложишь – слишком странные траты. А соответствовать высокому статусу надо.
Сюда же можно отнести качественную организацию статусных встреч, неформальные контакты с топами крупнейших корпораций, корпоративы со звездами эстрады.
Так и появляются у глав министерств «кошельки». «Кошельки» пополняются своими хозяевами регулярно. Для этого нужным образом администрируют процессы, к которым причастно ведомство. Денежные потоки направляются через определенную структуру, которая работает под благовидной вывеской. Эта структура и покрывает кассовый разрыв высокопоставленного чиновника.
Вернемся теперь к упомянутому в начале Петру Каныгину и Общероссийскому профсоюзу экспертов в области промышленной безопасности.
Сам профсоюз создавался людьми, ставшими известными в ходе реформирования в 2015-16 годах экспертизы промышленной безопасности: Галиной Бацюн, Юрием Ермаковым, Алексеем Игнатовым, Андреем Печеркиным, Евгением Толоконниковым, Андреем Циркуновым и Юрием Житниковым.
Отрасли экспертизы можно посветить отдельную статью. В нашей стране мало себе кто представляет, что это такое. По сути это технический осмотр оборудования, которое работает на крупных заводах. Проводят ее частные компании. Контролирует Ростехнадзор. Те объемы денег, которые в экспертизе вращаются, стали бы для простого обывателя шоком – по некоторым оценкам цифра уходит за 5 миллиардов рублей в год. Экспертиза проводится экспертами, который упомянутой профсоюз объединяет.
Организация в начале своей деятельности не подавала больших надежд на то, чтобы стать по-настоящему влиятельной. Ростехнадзор к её мнению не прислушивался. Инициативы оставались без ответа. Но все изменилось с неожиданным приходом на должность председателя Петра Каныгина, которого на общем собрании организации представил никто иной как сам руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин.
Тут и начался настоящий взлет профсоюза и его нового руководителя.
Через месяц, 26 октября, Каныгин входит в состав Совета по профессиональным квалификациям ТПП России, где занимается разработкой профессиональных стандартов Эксперт в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и Специалист по техническому диагностированию, обследованию и освидетельствованию технических устройств, оборудования и сооружений.
1 ноября руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин подписывает распоряжение о создании рабочей группы, в которую также входит Петр Каныгин. Рабочая группа занимается мониторингом правоприменительной практики в сфере экспертизы промышленной безопасности. 27 ноября проходит первое заседание рабочей группы, которое проводит снова Алешин.
11 декабря Петр Каныгин возглавляет подкомитет по экспертизе промышленной безопасности комитета ТПП.
20 апреля 2018 г. председатель профсоюза принимает участие в заседании Коллегии Ростехнадзора, где ему дают возможность выступить с докладом.
22 мая Петр Каныгин возглавляет Секцию №8 НТС Ростехнадзора «Методическое обеспечение экспертизы промышленной безопасности».
При этом Каныгин, человек появившийся в отрасли совершенно из ниоткуда. Он никогда не занимался промышленной безопасностью. Не был экспертом. С чем, как Вы думаете связана его профессиональная деятельность? Правильно – с Ростехом! В 2009 – 2013 гг. он был генеральным директором ОАО «РТ-Биотехпром», а в 2013 – 11.2015 гг. — генеральным директором ФГУП «НПО «Микроген». Обе компании сегодня входят в Ростех.
Видимо там и завязались его близкие отношения с нынешним руководителем Ростехнадзора.
Каныгин, судя по занимаем до этого должностям, человек тоже должно быть привыкший жить на широкую ногу. Поэтому вопрос о его интересе в профсоюзе оставался до последнего времени открытым.
Но ясности добавила новость, на днях опубликованная на сайте Ростехнадзора и профсоюза. ФБУ «Учебно-методический кабинет» Ростехнадзора и Общероссийский профессиональный союз экспертов в области промышленной безопасности начинают взаимодействие в сфере обучения в области промышленной безопасности по образовательным программам дополнительного профессионального образования. Также организации намерены развивать сотрудничество в области информационно-технического совершенствования и автоматизации процесса обучения. Соглашение об этом было подписано в присутствии руководителя Ростехнадзора Алексея Алёшина директором учреждения Германом Уваровым и председателем профсоюза Петром Каныгиным.
Слушателям, успешно прошедшим обучение и проверку знаний, будет выдаваться документ установленного образца. Наличие такого документа станет обязательным для прохождения оценки квалификации по профессиональному стандарту «Эксперт в области промышленной безопасности», который в рамках Федерального закона «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ планируется к принятию в 2019 году.
Хотим напомнить, что этот профессиональный стандарт сам Петр Каныгин в ТПП и разрабатывает (см. выше).
Профсоюз также намерен начать обучение кандидатов в эксперты в области промышленной безопасности перед их государственной аттестацией комиссией Ростехнадзора. Организация будет формировать заявки от лиц, желающих пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования. Затем желающие будут направляться для прохождения обучения в Учебно-методический кабинет.
Теперь понятно зачем Каныгина так активно толкал Алешин? Зачем все эти должности и регалии? Будет организовано платное обучение. После которого аттестацию будет проводить Ростехнадзор. Или пройдет оценка квалификации эксперта в области промышленной безопасности по стандарту Каныгина.
Интересно, а не пройдя обучение в профсоюзе удастся ли аттестоваться у чиновников Алешина или эксперту подтвердить свою квалификацию? Поживем – увидим. А сейчас читателю просто предлагаем умножить среднюю цену подготовки по уже имеющимся профессиональным стандартам – примерно 50 тысяч рублей – на сегодняшнее количество экспертов в области промышленной безопасности – 7250. Если под рукой нет калькулятора – подскажем: 362 миллиона 500 тысяч рублей. Столько может получит Каныгин лишь по одному направлению своей активной деятельности. Сумма равная официальным зарплатам Алешина за 30 лет. Или 36 миллионов 250 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Это чтобы развеять сомнения.
Источники, используемые в подготовке материала:
http://pepb.ru/news/16-profsoyuz-pb-vozglavil-pjotr-kanygin.html
http://www.gosnadzor.ru/corruption/incomes/2013/Итоговый%20ЦА%202013.doc
http://www.risk-news.ru/persons/kanygin-petr-sergeevich/
http://www.risk-news.ru/persons/alyeshin-aleksey-vladislavovich/
http://pepb.ru/news.html?limitstart=0
http://www.gosnadzor.ru/news/64/2315/
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.
Этот муравейник давно пора прошерудить. Лубянка-то чего задремала?
Да не дремлет Лубянка, не дремлет. Просто между этажами никак не договорятся.
Лучше умножьте 500000-800000 руб на количество экспертов уже прошедших обучение экспертов, совсем другой порядок сумм получается. Не интересно, где эти деньги осели? Все это очень похоже на легализацию задним числом тех центров, которые стригут капусту.
Да, узаконенная коррупция. И суммы аттестации экспертов сейчас действительно в среднем 500 000, а не 50 000. На одной переаттестации экспертов можно снова заработать около 3,5 млрд. получается. Причем экспертов будет еще больше, т.к. еще не все обзавелись положенными 3-мя штатными экспертами. Будем надеяться, что за такие суммы этих «хороших» ребят или закроют, или прибьют.