Столичные следователи завершают расследование крупной аферы с векселями Сбербанка на 44 млн рублей. За полтора года следствия в деле пока только один обвиняемый — бывший сотрудник ФСБ Андрей Гаршин. Впрочем, не исключено, что в ближайшее время в этой криминальной истории произойдет новый поворот. Сам Гаршин утверждает, что инкриминируемые ему деяния сфабрикованы и теперь предприниматель Артем Кузнецов, по заявлению которого возбуждено уголовное дело, может из потерпевшего превратиться в обвиняемого за заведомо ложный донос и мошенничество с долговыми обязательствами.
Миллионная сделка в торговом центре
В начале мая 2016 года в московский следственный отдел ОМВД по району Кунцево обратился бизнесмен Артем Кузнецов. Он пожаловался, что некие злоумышленники похитили у него ценные бумаги. Его версия событий подробно изложена в заявлении в правоохранительные органы.
Итак, 17 марта 2016 года в кафе «Нияма» торгового центра «Трамплин» Кузнецов, будучи заместителем директора ООО «Сириус», заключил с гендиректором ООО «Сток-Брокер» Дмитрием Сусловым договор на оказание «юридических услуг». «Сток-Брокер» обязался помочь в продаже девяти простых векселей Сбербанка на общую 43,9 млн рублей. При этом комиссионные оказались просто невероятными: 3 млн рублей, что немногим меньше 10% от суммы сделки.
В свою очередь с «Сириусом» этими бумагами расплатилось санкт-петербургское ООО «ПродТранс» в рамках соглашения о поставке электрооборудования.
Кузнецов сообщил, что компанию «Сток-Брокер» в «Трамплине» якобы представлял бывший сотрудник ФСБ Андрей Гаршин, которому он передал векселя и 1,5 млн рублей аванса. На встрече также якобы присутствовал близкий друг Кузнецова Дмитрий Болотин, ставший впоследствии важным «свидетелем». Однако почему-то в самом договоре, акте приема-передачи долговых обязательств, квитанции к приходному кассовому ордеру о получении 1,5 млн рублей со стороны «Сток-Брокера» стоит подпись не Гаршина, а гендиректора Суслова.
Ну, и самое главное. В своем заявлении Кузнецов написал, что денег он не получил, а векселя были обналичены, и похищены. После этого Дмитрий Суслов и Андрей Гаршин исчезли. В результате 11 мая прошлого года кунцевские следователи возбудили уголовное дело по факту мошенничества.
Зиц-председатели Суслов и Таратайко
Уже с первого дня в расследовании появились серьезные дыры. Кузнецов до сих пор не может убедительно ответить на вопрос, зачем ему понадобилась для проведения несложной финансовой операции посредническая компания. Ведь расчетный счет «Сириуса» находился в Сбербанке. Даже если предположить, что Кузнецов полный профан, он мог бы прийти с векселями в Сбербанк, где его профессионально проконсультировали и помогли безопасно реализовать ценные бумаги.
Очевидно, Кузнецов просто не хотел «светиться». Дело в том, что передача векселя третьему лицу в оплату товаров не облагается налогом на добавленную стоимость. Поэтому подобные расчеты повышают риск проведения выездной налоговой проверки для всех участников вексельной сделки.
Схема известная. Действительно, если повнимательнее присмотреться к ООО «Сириус» и «Сток-Брокер», то они сильно напоминают фирмы-однодневки с номинальными зиц-председателями Александром Таратайко и Дмитрием Сусловым.
И это легко доказать. Так, в материалах дела есть решение #2 от 12 июня 2016 года о том, что гендиректор «Сириуса» Александр Таратайко якобы сложил с себя полномочия и передал их Кузнецову. Позднее экспертиза «Межрегионального центра экспертизы и оценки» показала, что подпись Таратайко на этой бумаге подделана и «вероятно выполнена Артемом Кузнецовым, чьи образцы подписей были представлены для сравнения».
Кроме того, Кузнецов сфальсифицировал от лица Таратайко доверенность на право заключения любых договоров. На допросе житель Курской области, зиц-председатель Таратайко это подтвердил, сообщив дополнительно, что «Сириус» был зарегистрирован только в январе 2016 года, расчетный счет был нулевой и по нему не проведено ни одной транзакции.
Если же говорить о руководителе «Сток-Брокера» Дмитрии Суслове, то его вообще никто не допрашивал. Сам Андрей Гаршин, которого Кузнецов называет организатором мошеннической схемы, ни о «Сток-Брокере», ни о Суслове никогда не слышал.
Не удивительно. В данный момент следователи бессильно констатировали, что личность Дмитрия Суслова установить невозможно, что свидетельствует о том, что этот персонаж вымышлен.
Белорусский триатлон
Теперь предоставим слово самому Андрею Гаршину, попавшему в невероятный переплет.
«В начале прошлого года ко мне через знакомых обратился Артем Кузнецов с просьбой помочь продать векселя. – поясняет предприниматель. – 17 марта 2016 года я действительно с этим человеком встречался, но не в торговом центре «Трамплин», а в «Кофемании» на Белорусской. Результаты билинга сотовых телефонов это подтверждают. Я приглашал Кузнецова приехать ко мне компанию, но он наотрез отказался, понимая, что в офисе есть камеры, охрана, пропускной режим. «Трамплин» в заявлении потерпевшего возник не случайно. Видимо Кузнецову и его подельникам необходимо было, чтобы дело возбудили по территориальному признаку в следственном отделе Кунцево, где вероятно у них имелись неформальные отношения с сотрудниками. В «Кофемании» Кузнецов передал мне первую партию векселей на 8,9 млн рублей и после их продажи, попросил перевести средства на реквизиты его российских контрагентов для обналичивания. Что было исполнено. Это подтверждается банковскими платежками, электронной перепиской в скайпе, приобщенными к материалам уголовного дела. Следующая встреча с Кузнецовым состоялась 29 марта 2016 года в кафе в районе метро Павелецкая. На ней я получил оставшеюся часть векселей, передав Кузнецову в присутствии двух свидетелей 35 млн. рублей наличными. Сейчас они оба проходят по делу в качестве свидетелей. Тогда мне казалось все довольны. Кузнецов получил свои средства, а я приобрел векселя в интересах «Балтийской земельной компании». По итогам финансового года эта структура должна была со мной рассчитаться».
По словам Гаршина в целом сделка была не сложной и соответствовала виду деятельности его компании. «Мы успешно работали с 2013 года, платили налоги, в штате трудилось 40 сотрудников. – продолжает бизнесмен. – Поэтому обращение очередного клиента изначально подозрений не вызвало. В первой половине лета 2016 года я съездил в отпуск, а в августе у нас с женой родился ребенок. Я спортсмен и в сентябре 2016 года отправился на соревнования по триатлону в Белоруссию. Там в гостинице меня неожиданно разыскали сотрудники местной милиции. От них узнал, что нахожусь в федеральном розыске и должен вернуться в Россию. Я сам купил билет и для выяснения ситуации вылетел первым же рейсом. Здесь в Москве в ОВД Кунцево у меня состоялись допрос и очная ставка с Кузнецовым и лжесвидетелем Болотиным, который, как оказалось, когда-то работал следователем в Следственном комитете РФ, но был уволен по компрометирующим основаниям. В ходе опознания Болотин меня не узнал, но после неоднократных наводящих вопросов следователя, которым двигали хорошо понятные мотивы, в конце концов ткнул в меня пальцем. Естественно, мы с адвокатом написали по этому поводу возражения и жалобу в прокуратуру Москвы. Тем не менее, мне предъявили обвинение в мошенничестве – якобы за хищение 1,5 млн. рублей аванса. Суд, несмотря на активное противодействие со стороны Кузнецова, Болотина и прочих, избрал меру пресечения в виде домашнего ареста».
В конце концов Андрей Гаршин добился, чтобы дело для дальнейшего объективного расследования передали из Кунцево в следственный отдел рангом выше. Таким образом, в сентябре 2016 года все материалы оказались в Главном следственном управлении ГУ МВД России по Москве. Как ни странно, претензий, связанных непосредственно с векселями, к Андрею Гаршину у следователей как не было, так и нет.
Так кто же потерпевший?
В январе 2017 года прокуратура Москвы провела проверку этого уголовного дела. В своем «Требовании» (так называется итоговый документ) к ГСУ заместитель прокурора города Андрей Ганцев указал, что «предварительное расследование необоснованно затянуто, допущены нарушения норм УПК». Сроки расследования неоднократно продлевались, однако «мер к пресечению волокиты не предпринято».
Цитируем по «Требованию»:
«Показания потерпевшего Кузнецова, проведенным расследованием не подтверждаются. В частности, допрошенный Таратайко А.С. показал, что является номинальным директором ООО «Сириус» и с Кузнецовым познакомился только в апреле 2016 года. Какие-либо доверенности на Кузнецова он не выписывал, кроме того, не подписывал договор с ООО «ПродТранс» и акт приемки векселей. Несмотря на противоречия в показаниях Кузнецова и Таратайко очная ставка между ними не проводилась».
Далее.
Не допрошен по обстоятельствам заключения договора поставки с ООО «Сириус» гендиректор «ПродТранса» Яковлев (только спустя три месяца после прокурорской проверки объяснение с Яковлева взял адвокат Гаршина. Глава «ПродТранса» подтвердил, что его компания никаких отношений с «Сириусом» не имела и про продажу векселей ему ничего неизвестно). Не проанализированы выписки движения средств по счетам указанных структур. Не проверено реально ли «Сириус» поставил продукцию «ПродТрансу». Не допрошен Александр Народицкис — гендиректор ООО «Научно-производственное объединение «Санкт-Петербургская электротехническая компания». Эта структура являлась конечным получателем оборудования и именно она расплатилась с «ПродТрансом» векселями. Не установлены местонахождение компании «Сток-Брокер» и гендиректора Суслова. Не выяснен настоящий собственник векселей и их дальнейшая судьба».
Зампрокурора Ганцев особо обратил внимание на то обстоятельство, что далеко не все приобщается к делу. Например, скриншоты переписки между Гаршиным и Кузнецовым, банковские документы о перечислении 8,9 млн рублей в материалах отсутствуют.
Тенденциозность расследования подтверждается и другим фактом. У Гаршина был изъят автомобиль Porsche Boxster. Городская прокуратура отметила, что машина не относиться к предметам, которые служили орудием преступления, а значит вещественным доказательством служить не может. Вопрос же о наложении на автомобиль ареста в целях обеспечения гражданского иска не рассматривался. Тем не менее, Porsche до настоящего времени не возвращен.
Наконец, важно, что Гаршин приобрел векселя у Артема Кузнецова за 35 млн рублей при двух свидетелях. Но их показания почему-то в расчет не берутся. Не удивительно, что после таких «убийственных» для следствия выводов с Гаршина сняли домашний арест.
«Сейчас я на свободе. – заключает Андрей Гаршин. – За последний год моя компания оказалась в плачевном состоянии. Сотрудники на улице, детская спортивная школа в Подмосковье, которую мы финансировали и поддерживали, практически прекратила свою существование. Мои близкие, сильно переживавшие из-за всей этой несправедливости, теперь вынуждены обратиться за медицинской помощью».
Если проанализировать эту историю, то не покидает четкое ощущение, что Кузнецов действовал не в одиночку. За ним явно стоят покровители. Один из них давний знакомый и Гаршина, и Кузнецова генеральный директор ООО «Электрогазовая компания» Дмитрий Федосов. Не исключено, что кто-то действительно планировал похитить векселя, а дело «повесить» на бывшего фсбэшника. Тем более, тема нынче модная.
Сам Федосов в 2015 году при довольно сомнительных обстоятельствах познакомился в Москве с тогдашними сотрудниками УСБ ФСКН Егором Бурматниковым и Дмитрем Аржеухиным, которые впоследствии помогли ему организовывать различные акции в отношении бизнесменов, в том числе и тех, кого он хорошо знал.
Впрочем, в этот раз эти люди просчитались и теперь сами могут перейти из разряда потерпевших в обвиняемые.
Борис Ледогоров
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.