Трамп поддержал идею новых санкций против России и Ирана. Если проект будет окончательно согласован и принят в текущем его виде, российские проекты могут остаться без финансирования. Особенно актуально это при ускоренном строительстве второй части Северного потока, который должен обеспечить газом Западную Европу.
Насколько серьезно отразятся санкции на российском строительстве газопроводов? Проблемы финансированием будут, если американские компании, которые еще не успели перевести свои транши, не озаботятся этим до принятия закона. Тогда придется искать инвесторов в Европе и Азии, что может стать дорогим проектом. Тем не менее, это точно не поставит под сомнение реализацию газопровода, но очень сильно отразится на репутации и влиянии Штатов.
США добьются того, что страны, против которых введено слишком много санкций, объединятся друг с другом для взаимного финансирования. Ведь это — далеко не самые обедневшие и ресурсами, и технологиями, и деньгами государства. Северная Корея, Иран, а теперь и, возможно, недавний главный конкурент за газификацию Европы — Катар. И пусть они все тесно связаны с американскими банками, да и нет в наше время ничего, что было бы автономным от Уолл-Стрит — бесконечные ограничения все равно дадут обратный эффект, ударив по американскому бизнесу. В первую очередь, по энергетике.
И хоть считается, что данный законопроект, который, напомню, направлен сначала против Ирана, уже потом — против РФ, лоббируется теми, кто защищает интересы сжиженного природного газа и его поставок в Европу, эффективность его откровенно завышена. Нет в Европе такого количества терминалов и денег, чтоб перейти на СПГ. Несколько процентов — все, что удастся отхватить американским газовикам у ненавистного им Северного потока-2. Поэтому лоббисты этого проекта — скорее популисты, чем реалисты.
Отчасти пользу от введения новых антироссийских санкций ставят под сомнение даже в США. Так, в новой редакционной статье издания The Wall Street Journal поднимается вопрос, как расширение ограничительных мер может ударить по американским нефтегазовым компаниям.
«Компаниям из США уже запрещено инвестировать и оказывать консультационные услуги при реализации нефтегазовых проектов в России. Однако законопроект запретит им принимать участие в любом проекте, в котором также задействованы попавшие под санкции российские фирмы. Фактически это может отрезать американские компании от крупнейших проектов по освоению глубоководных месторождений и таким образом сыграть на руку России и Китаю», — цитирует ТАСС материал WSJ.
Справедливо будет заметить, что WSJ преувеличивает масштабы российско-китайской кооперации. Да, взаимовыгода, да, инвесторы. Но России они обходятся весьма недешево. Но с точки зрения разработок месторождений — попадание более верное. Американцы рискуют остаться с собственным углем, везти который очень дорого, а также с СПГ, который, напомню, — сланцевый. Новых, близких к точкам сбыта месторождений у них не будет. А собственные ресурсы покупать иностранцам дорого. Такие вот санкции — бессмысленные и беспощадные.
Кстати, еще насчет американского СПГ — Франция, например, уже пыталась отказаться от него из-за высокой доли сланцевой добычи. Не в те ворота бьют в Вашингтоне…
Что же касается российского ответа на решение администрации Трампа одобрить санкции (Москва планирует выслать около 30 американских дипломатов и наложить арест на объекты собственности США в России) — давно пора. Слишком долго все подряд позволяли себе некрасивые антидипломатические шаги в нашу сторону. Настало время «ответного удара». И неизвестно, кому будет хуже — тому, против кого направлены меры США, или тем, кто эти меры придумал и пролоббировал.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.