По мнению корреспондента PBS, российский ответ на санкции Вашингтона — признак утраты надежд в Кремле на улучшение отношений с США. Вдобавок к этому, считает журналист, выдворяя «сотни и сотни дипломатов» Москва стремится «повлиять на возможности США проводить разведывательные операции в России»
28 июля российское правительство объявило, что США должны существенно сократить количество своих чиновников, работающих в России, и больше не могут пользоваться там двумя объектами недвижимости.
ХАРИ СРИНИВАСАН, ведущий PBS News: Этот ответ последовал после двух шагов Америки, связанных с российским вмешательством в выборы США 2016-го. В декабре прошлого года администрация Обамы конфисковала две российские резиденции в Америке и выслала 35 российских дипломатов, которые, по утверждению властей, были сотрудниками разведки.
Вчера американский сенат принял законопроект, который включает новые санкции против России за взлом выборов. Теперь этот законопроект дожидается, когда президент подпишет или отклонит его.
Со мной на связи специальный корреспондент PBS News Ник Шифрин. Ник, помимо того, о чём нам сейчас рассказала Джуди, что ещё требуют русские?
НИК ШИФРИН, специальный корреспондент PBS News: К первому сентября США должны сократить персонал в России до 455 человек. Это требование относится к посольству в Москве и трём консульствам, расположенным в разных частях страны.
И в понедельник они лишатся доступа к московскому складскому помещению, а также находящемуся вблизи Москвы загородному дому, которым они обычно пользовались. И Россия грозится наказать их ещё сильнее, если США предпримут ответные действия.
ХАРИ СРИНИВАСАН: Вызывает ли это тревогу в Госдепартаменте? У нас там работает много людей?
НИК ШИФРИН: Да, это существенное обострение ситуации, именно из-за количества находящихся там людей. Бывший американский чиновник рассказал мне, что в России служебный персонал насчитывает от 1100 до 1500 человек. То есть сокращение этого количества до 455 будет означать выдворение сотен, сотен и сотен сотрудников. По своим масштабам это гораздо больше, чем выдворение 35 россиян, которых президент Обама считал офицерами разведки.
И таким образом сегодняшнее заявление призвано не только повлиять на возможности США проводить разведывательные операции в России, но и возможности США в целом; возможности американского правительства проводить свои операции в России.
ХАРИ СРИНИВАСАН: Как на это отреагировали россияне, с которыми вы сегодня беседовали? Насколько это существенно? Можно ли говорить о поворотном моменте?
НИК ШИФРИН: Возможно, это поворотный момент. Ведь это решение, по-видимому, означает: президент Владимир Путин потерял надежду на то, что отношения могут улучшиться. Как вы знаете, сейчас США и Россия ведут переговоры на высшем уровне. И, разумеется, Россия ожидает получить определённые уступки.
Но один российский чиновник заявил мне сегодня: «Мы достигли точки, когда нет никакой надежды, что эти переговоры могут дать какой-то результат». И эта безнадёжность, по сути, является самой распространённой точкой зрения в России.
Они надеялись — возможно, и ожидаемо, — что президент Трамп улучшит отношения. Но за исключением некоторой пророссийской риторики, ничего особо не изменилось. России всё ещё не вернули дипломатические дачи. Санкции продолжают действовать и, как вы упомянули, в конгрессе был принят законопроект.
Русские откладывали этот ответ в течение семи месяцев, надеясь что отношения улучшатся. И, по всей видимости, у них закончилось терпение. И, Хари, США говорят: «Россия сама довела ситуация до подобного своим взломом выборов и действиями на Украине». Россия отвечает: «Мы ничего не взламывали».
И в сегодняшнем заявлении она называет действия США «охотой на ведьм». Цитата: «Соединённые Штаты под абсолютно надуманным предлогом вмешательства России в их внутренние дела настойчиво проводят одну за другой грубые антироссийские акции».
ХАРИ СРИНИВАСАН: И напоследок дайте оценку происходящему в более широком контексте. Вы только что закончили длинный сериал о России. Где находятся отношения между двумя странами, если брать продолжительный исторический отрезок?
НИК ШИФРИН: Даже во время холодной войны не было случая, чтобы одна из сторон выдворила сотни представителей другой. Многие эксперты по России говорят мне, что ситуация напоминает начало 80-х. Вот сколько времени прошло с тех пор, как у нас были настолько плохие отношения. Разумеется, они испортились после советского вторжения в Афганистан.
В конце концов, к улучшению отношений в 80-е привели смена советского руководства. А президент Путин никуда не собирается. Поэтому возникает вопрос: как отреагируют США, причём не только сегодня? И второй вопрос: подпишет ли президент Трамп законопроект конгресса, усиливающий санкции?
ХАРИ СРИНИВАСАН: Ясно. Ник Шифрин, большое спасибо.
НИК ШИФРИН: Вам спасибо.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.