Как в городе проходит проверка строительных проектов, рассказал в интервью mos.ru председатель Москомэкспертизы Валерий Леонов. Он также сообщил, что ведомство будет контролировать стоимость и качество проектов по программе реновации.
— Валерий Владимирович, какие проекты проверяет Москомэкспертиза?
— Мосгосэкспертиза, наша подведомственная организация, проводит экспертизу всех строительных проектов, которые планируется реализовать в Москве за счет бюджетных средств.
Можно сказать, что подавляющее большинство столичных проектов, включая инвесторские, проходит через наше ведомство. Мы проверяем проекты жилых домов, школ, больниц, торговых центров, спортивных стадионов, электроподстанций, мостов и дорог и многое другое. И это колоссальная ответственность, так как положительное заключение экспертизы — это один из важнейших документов для реализации проекта, подтверждающих его качество и надежность по всем аспектам.
— А какова процедура проверки?
— Прежде всего проводится экспертиза проектной документации и инженерных изысканий. Этот этап обязателен для всех реализуемых в Москве проектов. Он подтверждает безопасность, надежность и долговечность будущих зданий и сооружений, их соответствие государственным стандартам и техническим регламентам. Кроме того, работа по проверке проектов, финансируемых из бюджета, предполагает и проверку смет.
Наши специалисты проверяют, соответствуют ли технической части проекта указанные в смете материалы и их объемы, а также виды работ и применяемого оборудования. Нет ли там излишеств или, наоборот, не отразится ли недостаток бюджета на качестве?
— А насколько это трудоемкий и длительный процесс? Сколько специалистов в среднем рассматривает проект?
— Проектная документация состоит из нескольких томов. В каждом из них десятки разделов и подразделов. Проверкой одного проекта занимаются не менее 20 специалистов Мосгосэкспертизы. Что касается сроков, в столице мы постарались максимально сократить время проведения госэкспертизы. Так, для типовых проектов жилья, к примеру, у экспертов есть 30 дней на подготовку и выдачу заключения. И в этот же срок проектировщики должны устранить все погрешности и недочеты, по которым наши эксперты сделают замечания.
— Все ли государственные услуги Москомэкспертизы переведены в электронный вид?
— Да, сегодня все госуслуги переведены в электронный вид. Это экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, а также согласование специальных технических условий.
Услуга по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий стала доступна в электронном виде еще в 2013 году. Мы провели обучение всех своих сотрудников работе с электронными проектами и сметами, предупредили о переходе на электронный документооборот наших партнеров и клиентов. И сейчас уже можно говорить о переводе полного цикла госэкспертизы проектной документации в электронный вид.
— Что нужно сделать, чтобы получить эту услугу?
— Сейчас это можно сделать буквально не выходя из офиса. На портале mos.ru в разделе «Услуги» можно подать заявление на проведение экспертизы и передать все необходимые тома проектной документации в оцифрованной версии. Дальнейшая коммуникация между проектировщиками и экспертами осуществляется удаленно вплоть до получения экспертного заключения, которое предоставляется в электронном виде на mos.ru.
И хотя в отрасли уже сформировалась традиция работать с проектами на бумаге, постепенно и эксперты, и участники рынка оценили преимущества электронной системы. Ведь она позволила серьезно сократить сроки прохождения проверок. А чем быстрее проект пройдет все согласования, тем быстрее инвестор выйдет на стройку.
— Остались ли еще проекты на бумаге?
— Практически нет. Все государственные заказчики проходят рассмотрение только в электронном виде. Исключение возможно для частных инвесторов, которые пока могут выбирать способ прохождения экспертизы. Но уже не первый год мы наблюдаем, что все больше и больше частных заказчиков хотят проходить экспертизу именно в электронном виде. В прошлом году уже 30 процентов всех инвестпроектов прошло именно в электронной форме — и этот показатель постоянно растет.
— Есть еще какие-либо новшества в вашей работе?
— Разумеется. Мы также совершенствуем предоставление наших негосударственных услуг. В начале этого года совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы мы запустили портал «Личный кабинет заявителя», где можно отслеживать ход рассмотрения документации и в режиме онлайн видеть замечания экспертов. Замечания к проектам и заключения Могосэкспертизы также доступны в электронном виде.
При этом через портал можно не только записаться на личный прием к специалистам, но и получить видеоконсультацию экспертов без необходимости приезжать в офис Мосгосэкспертизы, что, естественно, экономит время наших заказчиков и существенно сокращает сроки прохождения экспертизы.
— В чем преимущества такой работы, кроме сокращения сроков?
— Конечно же, в открытости всего процесса. Недобросовестные проектировщики уже не могут ввести заказчика в заблуждение, скрыть свои оплошности, как это бывало при работе с бумагами. Например, подрядчики оправдывали свою нерасторопность и некомпетентность перед заказчиком тем, что Мосгосэкспертиза затягивает с заключением. Теперь же заказчик может отслеживать, на какой стадии находится рассмотрение документации. Он видит, что Мосгосэкспертиза укладывается в регламентные сроки (напомню, в Москве они сокращены относительно федеральных, что тоже большой плюс), а проектировщик не спешит снимать замечания. Заказчик может увидеть, какие конкретно есть замечания к работе подрядчиков, какие ошибки они допустили при проектировании. Для заказчика важна эта прозрачность, важно видеть всю картину.
— Из-за чего может быть выдано отрицательное заключение?
— Если проектная документация некачественно выполнена или проект не соответствует нормам и заказчик не укладывается в отведенные сроки исправления замечаний. Но я хотел бы подчеркнуть, что отрицательное заключение — это не приговор, а эксперты не судьи. Отрицательное заключение говорит о том, что есть недостатки и недочеты. Их надо просто устранить и повторно пройти экспертизу. Кто-то приходит снова через пару месяцев, а кто-то — через пару лет с доработанными проектами. И тогда уже получают положительные заключения.
— Много ли сейчас проектов на рассмотрении, какие это объекты?
— Сейчас в работе у экспертов Мосгосэкспертизы находится более 1700 проектов, связанных с различными объектами, в том числе по капитальному ремонту в медицинских и образовательных учреждениях. Например, в работе находится проектная документация на проведение капитального ремонта в сразу нескольких строениях одной из крупнейших и старейших больниц в России — Морозовской детской городской клинической больницы.
Ранее мы уже выдали положительные заключения на проведение капитального ремонта в некоторых зданиях больницы, а также на реставрацию ограждения территории. В ходе работ сохранившуюся часть исторической ограды тщательно отреставрируют, а примыкающее к ней современное ограждение заменят на новое, при этом сохранив общую стилистику ансамбля.
— Какую новую инфраструктуру для отдыха ждать москвичам?
— Объектам культуры уделяется большое внимание. Рассматриваем проектную документацию по реконструкции 39 кинотеатров, построенных еще в советские времена, — из них по 17 кинотеатрам проекты согласовали, в работе находится еще 16, некоторые поступят на рассмотрение в самое ближайшее время. К примеру, согласованы проекты таких знаковых для столицы кинотеатров, как «Родина», «Рига», «Алмаз», «Прага». На рассмотрении находятся проекты кинотеатров «Улан-Батор», «Экран», «Ашхабад», «Керчь», «Варшава», «Аврора» и многие другие. Проекты реконструкции учитывают необходимость сохранения функций кинопоказа в исторических кинотеатрах, при этом предоставляя посетителям разнообразие возможностей — общественные пространства, торговые площадки, фуд-корты и так далее.
Если говорить об уже рассмотренных объектах, то недавно мы согласовали проектную документацию на проведение комплексного благоустройства рекреационных зон в Южном Бутове. Там появятся современные детские и спортивные площадки, луна-парк, а также площадки для отдыха и проведения культурно-массовых мероприятий.
— Москомэкспертиза будет контролировать строительство домов по программе реновации?
— Наша задача — оценить проект на соответствие современным нормам по надежности и безопасности строительства. Мы будем жестко контролировать качество проектных работ, не допуская необоснованных трат бюджетных средств.
— Сейчас часто — в том числе в связи с реновацией — говорят о необходимости внедрения так называемых BIM-технологий. Это действительно эффективно?
— BIM-технологии (технологии, которые основываются на создании трехмерной модели сооружений. —Прим. mos.ru) позволяют проектировать не просто дома, а целые кварталы с дорогами, дворами, инфраструктурными и социальными объектами. В проектах, выполненных в BIM, как на ладони видно все —от труб подземных коммуникаций до замков в дверях квартир. Причем в будущем в BIM-проектах будут не просто отображены объекты строительства, но и расписан их жизненный цикл. А это значит, что BIM-технологии будут помогать в последующей эксплуатации зданий, коммуникаций, прилегающих территорий. Это последнее слово в сфере проектирования. И мы готовы так работать. Но нужна нормативная база, а пока она только создается. И я не исключаю, что первый стандарт BIM-технологий появится именно в Москве.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.
Правильное решение надо все до мелочей контролировать, вплоть до прикрученной лампочке в подъездах, что бы будущие жильцы были бы довольны переездом из хрущевок.
Мне тяжело судить о качестве, поскольку в мире перенасыщенном товарами и всевозможными услугами без определенных и ясных духовных ценностей, где именно предложение рождает спрос, а не наоборот, впору задуматься о настоящей истинной природной конкуренции и так называемых откатах или о узаконенном воростве и коррупции. Что толку от олимпийской медали, если она фактически украдена с помощью спецпсихотропных «разрешённых» препаратов или веществ генетического или гендерно-изменяюшего свойства. Нарушен естествееный ход вещей или ход истинного природного (от русского слова роды и род) развития. Жуткие технологии разрывов и замещений или фокусных иллюзионистких подмен сушествуют не только в навязанных потребителю продуктах-отравах (от ГМО в том числе до продуктов субкультуры) но и в первую очередь в мозгах потребителя (иначе он бы не жрал эту отраву) в виде окон Овертона и определенной логики мышления без причинно-следственных связей (клиповое мышление) и без характерных пауз правды для осмысления. Эти психо(душа)-технологии разрывов и замещений, извращающих истинный замысел и смысл с одной лишь целью — своровать как можно больше без необходимой и достаточной надобности и не понести за это справедливого и неотвратимого наказания или подставить под накащание другого (во всём Путин виноват).
Может для начала начать жить по совести и прекратить заниматься банальным и пошлым воровством и главное — самобманом?
Предлагаю для начала начать со Сколково.
А может и не надо. Смысл слова «не надо» или «пока не надо» лишь ещё больше сжимает русскую пружину в виде большого и мощного пендаля, без которого из известного анекдота и по мнению клоуна и актера Юпия Никулина, русский человек просто не может жить и существовать или тем более побеждать.
Вот качество «пендаля» русский человек оценить исторически в состоянии. Смотрим и внимательно наблюдаем за Украиной, поскольку качество «пендаля» обрисует границы, непрерывно расширяшегося Русского Мира.