Разговоров о том, что США поддерживает разнообразные незаконные вооружённые формирования в целом немало. Более того, некоторая часть из них документально подтверждены, и яркий случай – операция «Циклон», по доставке ПЗРК Стингер афганским моджахедам.
Однако спустя тридцать лет американские военные и политические чины вновь заговорили о передаче оружия так называемой «умеренной оппозиции». Сам факт наличия оружия США у боевиков-исламистов в целом не нов и довольно активно освещён в средствах массовой информации.
Однако что именно поставляют исламистам американцы? Во-первых, конечно, стрелковое оружие, поскольку оружейные рынки в самих Штатах довольно открыты для интересующихся и отследить покупку партии «стволов» довольно сложно. Естественно, что поставляется и иное оружие, в том числе выкупленное через третьи лица в странах бывшего Союза в восточной Европе, из числа вступивших в НАТО. Скоротечно избавляясь от советского наследия, сметались подчистую и склады с автоматами Калашникова различных модификаций, с пулемётами и РПГ.
Противотанковое вооружение также в изобилии имеется у исламистов и используется ими по назначению и без. В сети гуляет немалое количество видео, на которых исламисты скачут с РПГ или стреляют из него в сторону противника. Ещё более интересные кадры из тех, где боевики «работают» по правительственным танкам с помощью стационарных противотанковых установок. И если ПТРК «Корнет» стояли на вооружении армии САР, то откуда образцы натовских ПТРК в той же Сирии, не ясно. Если в Иран поставлялись те же «Джавелины» для официальных правительственных войск, то откуда у оппозиции TOW?
А вот с силами ПВО у исламистов всё не так хорошо, как с противотанковым или противопехотным вооружением. Конечно, у них есть некоторое количество гантраков с ЗУ-23, однако с современной высокоскоростной авиацией ими бороться, по меньшей мере, сложно, разве что с вертолётами. Также у них присутствует определённое количество Стингеров, доставшихся им по наследству от исламистов иных организаций, сотрудничавших с Аль-Каидой или являвшихся их ячейкой. Однако Стингер, при всех своих плюсах и минусах, уже мало подходит для ведения современной войны.
Посмотрим, чем же США может снабдить своих бородатых «коллег» в области свержения законной власти. Помимо новой партии Стингеров, США может в теории поставить Редаи (FIM-43 Redeye), ранние версии ПЗРК американского производства. Которые также успели повоевать в Афганистане, да и некоторая часть из 85 тысяч комплексов всё ещё лежит мёртвым грузом на складах США. Однако они ещё более неэффективны, чем те же Стингеры.
Однако классические ПЗРК в силу малого веса и размеров очень сложно отследить, и их США поставляет с некоторой опаской. Они же могут попасть от правильных «повстанцев» к неправильным, хотя США и уходит в известной мере от международных скандалов довольно быстро.
Остаются ПЗРК станковые и на механизированной платформе. И здесь у США начинаются проблемы. Во-первых, развито направление корабельных ракет ПВО, применение которых на суше сложно по ряду нюансов, таких как отсутствие унификации с наземными пусковыми установками. Опять же заметно, что США рассчитывали военную доктрину для войны на чужой территории с противником значительно более низкого уровня технологического развития, слабо прикрытым, а то и вовсе без ПВО. Технически вполне рабочее решение, но не для войны с серьезным противником, имеющим эшелонированную систему противовоздушной обороны.
Комплексы «Пэтриот» США не может себе позволить поставить по вполне объективным причинам. Дело даже не в вопиющей неэффективности данного комплекса, а скорее в том, что появление данного комплекса в руках террористов будет прямым доказательством работы США с ИГИЛ, а не «умеренной оппозицией». Да и передача из рук в руки сложноорганизуема, поскольку «отдал, вкратце рассказал, забыл» не сработает. РЛС, обслуживающий персонал, инструкторы – вовсе не иголка в стоге сена. Всё это нелегко скрыть от авиации и спутников. Ну а визуальное доказательство работы с террористами – от такого уже не отмахнешься, сказав: «Это всё чёрный рынок».
Так что остаётся США изворачиваться и поставлять всё те же FIM 92 Stinger, ожидая пока террористы будут бессмысленно пытаться сбить высотные российские бомбардировщики. Ну а когда упадёт очередной F/A-18 или F-16 сил коалиции, тогда уж и начнётся расследование, которое, впрочем, заглохнет довольно быстро.
Попытки вооружить террористов ПЗРК – не что иное, как иной метод создания «бесполётной зоны» в Сирии, чтоб боевики смогли и дальше воевать с истощённой в боях армией Асада, которая окажется не в лучшем положении, лишившись поддержки ВКС России. Однако решится ли США передавать, пока неизвестно, но то, что они уже это делали, не оставляет сомнений – коварства им не занимать.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.