Страшная гибель журналиста Павла Шеремета в Киеве лишний раз заставила задуматься: а что вообще происходит сегодня на Украине? Без той и этой киселёвщины – просто понять, на что из известных сюжетов на постсоветском пространстве это похоже.
Версий убийства Шеремета много (по сегодняшнему счёту – шесть). Я не готов давать им оценку, просто констатирую: по мнению украинских силовиков и политиков за терактом может стоять кто угодно вообще, с любыми мотивами. Дежурное упоминание «руки Москвы» и разговоры о «дестабилизации обстановки» (без малейших намёков на основания для таких подозрений) – практически признание: мы не знаем, кто это сделал, и вряд ли узнаем. Поэтому сразу берём с потолка именно ту версию, которая наиболее политически удобна.
Естественная реакция, если не веришь в способность собственных силовиков раскрывать преступления. А с чего в неё верить? Хоть какое-нибудь резонансное убийство/самоубийство раскрыли на Украине за последние года? Стрельба на Майдане, например? Убийство Бузины? Самоубийство нардепа Чечетова? Двойное самоубийство Кравченко? Отравление Ющенко? Достаточно ознакомиться с версией гибели MH17, озвученной СБУ по горячим следам («российские военные хотели сбить рейс «Аэрофлота» в Ларнаку, и в ответ ввести войска на Украину»), чтобы понять: когда люди так врут, они на 100% уверены, что докопаться до правды нет никакой возможности.
И это – вполне трезвая оценка украинцев их возможностей по объективному расследованию. Они ведь убеждены, что ни завтра, ни через неделю, ни через полгода не всплывет та правду, что заставит авторов версии про борт «Аэрофлота» краснеть и извиняться. Дефолт силового блока по розыску – объективная реальность, и все её причины тоже понятны. Честный сыск нуждается в честных сыскарях, а силовой блок Украины коррумпирован и политизирован сверху донизу.
Приходит к власти Ющенко – сажают Колесникова. Приходит к власти Янукович – сажают Тимошенко и Луценко. Свергают Януковича – возбуждают дела на его клан, выпустив Тимошенко и Луценко. Бесконечный круговорот резонансных уголовных дел, где главным доказательством вины всегда служит близость обвиняемого к предыдущей власти – откуда ж тут взяться честным сыскарям? Особенно если все дела возбуждают одни и те же люди. И одни и те же судьи санкционируют арест своих вчерашних покровителей.
Так вот, с подачи моего киевского друга Леонида Цодикова, предложившего сравнить разные этапы российской и украинской государственности, я вдруг увидел со всей четкостью то, что уже ранее напрашивалось на ум. Сегодняшняя Украина – это же в чистом виде российский девяносто третий год, с заходом в девяносто четвёртый.
Та роль, которую сегодня в Украине играет «российская угроза», в России 90-х была отведена коммунистическому реваншу. Не хотим прихода к власти Руцкого, Хасбулатова, Макашова и Баркашова – поддержим Ельцина. При всех к нему претензиях, он – лучше. Та же в точности история с Порошенко сегодня: масса к нему претензий, но он за Европу.
Бытует мнение, чтобы консолидировать общество, Ельцин разжег Первую чеченскую войну за сохранение мятежной республики в составе РФ. У Порошенко той же цели служит АТО.
При этом, конечно же, и дефолт правоохранительной системы, и разгул бандитизма. И для ликвидации неугодных используется не огнестрел, как при Путине, а всякие террористические акты… Поставьте себя на место убийцы, выбирающего между снайперской винтовкой и закладкой бомбы. Винтовка хороша тем, что убиваешь, кого именно хотел. Но потом нужно как-то скрываться с места преступления. А бомбу заложил вечером – а утром, когда она взорвалась, ты уже как угодно далеко от места взрыва.
Неважно, сколько при этом погибнет случайных людей; важно, что ты в безопасности, если в стране, где прогремел взрыв, дефолт правоохранительной системы. Как это было в России 90-х и как это есть на Украине 2016-го. Это впрямь очень важный индикатор уровня развития общества: что киллеров не смущает перспектива обвинения в теракте, что взрывчатка удобней пули. И по этому параметру тоже ясно, что на Украине сегодня наши 90-е. Убийство никогда не будет раскрыто, поэтому дела нет, какие статьи к убийце могут пришить.
Но это, кстати сказать, и хорошая новость для Украины.
Через несколько лет она в силу суровой жизненной необходимости сгенерирует себе собственного Путина – чекиста, знающего, как поставить на место разгулявшийся не в меру криминал. Или собственного Лукашенко.
Главное – что сегодня Украина существует как абсолютно криминальное государство, чьи политики из последних сил доказывают, что это лучший из возможных выбор. Но вечно, как опять же показал российский опыт, это не может длиться – иначе не только экономическое, но полное физическое разрушение.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.