Помните выражение «первый миллион всегда заработан нечестно…»? Оно не буквально, но всё же применимо и к скандинавскому экономическому чуду, которое появилось благодаря наживе на амбициях мировых милитаристов двадцатого века. Согласитесь, что зарабатывать на кровавых войнах не очень красиво.
Шведский социализм или более обобщённо скандинавская модель экономики является предметом зависти не только для сторонников левых по всему миру, но и для людей иных политических взглядов. Многим кажется, что скандинавам удалось построить общество всеобщего благоденствия, избежав опасностей казарменного социализма. Но так ли всё радужно на скандинавском небосклоне?
Долгий путь к шведскому социализму
До середины XIX века Швеция была бедной аграрной страной, которая была неспособна прокормить даже саму себя, а потому массы людей уезжали в США в поисках лучшей жизни. Всё изменилось с началом индустриализации. Швеция стала развивать чёрную металлургию и строить железные дороги. К концу века страна стала самой быстро развивающейся в Европе.
Когда великие державы готовились к Великой войне, им очень пригодилась отличная шведская сталь. Во время войны Швеция сохраняла нейтралитет и продолжала торговать сталью и продовольствием, получая за них полновесное золото. И после войны, когда Европе нужно было восстанавливаться, Швеция предлагала свои услуги.
Великая депрессия нанесла тяжёлый удар по экспортным прибылям страны. Безработица достигла 30%. Правительству пришлось отказаться от золотого стандарта шведской кроны. Пришедшие к власти в 1932 году социал-демократы разработали антикризисную программу, частью которой было увеличение роли государства в экономике. Чуть позже за океаном Рузвельт выступит с похожей программой «Новый курс».
А дальше всё было снова по пословице «Кому война, а кому мать родна». Во время войны СССР с Финляндией Швеция поддерживала финнов, поставляя им оружие и продовольствие. С началом Второй мировой войны Швеция заявила о своём нейтралитете, но это был нейтралитет в пользу Германии, которой шведские банки предоставляли займы, а шведские компании поставляли много полезных вещей. Когда война стала подходить к концу, Швеция ловко переключилась на страны антигитлеровской коалиции.
После войны шведские социал-демократы самостоятельно или в коалиции продолжили строить государство всеобщего благосостояния. За двадцать лет стоимость шведской экспортной продукции выросла почти в четыре раза. Накопленные богатства позволяли увеличивать доходы всем группам населения. Уровень благосостояния в Швеции к 70-м годам стал одним из самых высоких в мире.
Шведский социализм
Основы для шведского социализма были заложены обычными рыночными методами, хоть и при большом вмешательстве государства. Впрочем, вмешательство это ограничивалось лишь фискальной политикой и распределением налоговых сборов. Причём уровень налогообложения до 70-х годов в Швеции составлял 30% ВВП. В Великобритании — 29%. Ничего экстраординарного.
Серьёзные перемены стали происходить в 60-е годы. До сих пор социал-демократы придерживались прагматизма в экономике, хотя за 30 лет их правления рост шведской экономики затормозился. Особенно это было заметно по снижению количества новых компаний. Основу шведской экономики составляли старые фирмы, появившиеся в конце XIX – начале XX века.
За двадцать послевоенных лет население Швеции увеличилось на два миллиона человек, но при этом рост числа рабочих мест в частных фирмах был практически нулевым. Зато росло число рабочих мест в госсекторе. Чтобы оплачивать этот труд, приходилось увеличивать налоговое бремя на бизнес. К 80-м годам уже стало невозможным дальше увеличивать налоги, поэтому и рост рабочих мест в госсекторе тоже прекратился.
К концу 60-х годов, когда вся Европа была поражена левачеством, Швеция не осталась в стороне. На смену прагматизму пришла идеология. Шведские социал-демократы «открыли» особый третий путь — нечто среднее между классическим капитализмом и советским социализмом.
На деле третий путь обернулся беспрецедентным налоговым давлением на бизнес. Доходило до того, что сумма налогов могла превысить прибыль. Кульминацией социалистических экспериментов стало создание рабочих фондов, куда изымалась часть прибыли предприятия для выкупа акций с последующей их передачей профсоюзам. Это такой вариант национализации. Благодаря всем этим мерам из страны сбежали IKEA, H&M, Tetra Pack и другие знаменитые фирмы.
После социализма
В начале 90-х правительство страны признало опыт третьего пути неудачным и провело некоторые либеральные реформы, которые несколько оживили экономику, но не вернули Швеции её некогда лидирующие позиции. За годы построения общества всеобщего благополучия шведы стали дольше жить, но перестали размножаться.
Депопуляция стала причиной нехватки свободной рабочей силы, из-за чего Швеция была вынуждена встать на опасный путь приглашения мигрантов. Сейчас страна является лидером по числу мигрантов на душу населения в Европе. Каждый пятый житель страны имеет иностранное происхождение. Большинство из них не работает, а живёт на пособия, что также ложится тяжким бременем на шведскую экономику.
Что же мы видим в итоге? Шведский социализм был бы невозможен без материально-экономической базы, заложенной в предыдущий период истории страны. Именно по этой причине эту модель невозможно применить в тех странах, где такой базы нет. В целом, опыт третьего пути является провальным и последствия его ощущаются до сих пор. Конечно, Швеция накопила достаточный запас прочности, а потому ещё долго будет предметом зависти, но всё когда-нибудь кончается.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.