«Первой падёт Анталья» — именно эти слова произнесли депутаты Республиканской народной партии Турции в декабре 2015 года, анализируя сложную экономическую ситуацию, в которую попала Турция после того, как Россия ввела против неё жёсткие санкции в ответ на инцидент с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым турецкими истребителями над территорией Сирии.
Это страшное пророчество не было пустопорожним заявлением со стороны политиков, являющихся сторонниками дружественных отношений между Россией и Турцией. Это был реальный взгляд на положение вещей. Всё же 2/3 сельскохозяйственного экспорта из Антальи традиционно приходилось на Россию, а по количеству туристов Россия, к моменту введения санкций, давно сравнялась с Германией, чей туристический поток в Турцию некогда превалировал.
2016 год расставил всё по своим местам. Если в 2015 году поток туристов из России в Анталью сократился всего на 18% (хотя и это большая цифра, учитывая, что санкции в 2015 году действовали от силы пару месяцев), то в 2016 году поток туристов из России упал на рекордный 90%! Казалось бы, что турецкая туристическая провинция могла рассчитывать на немцев, однако и граждане Германии перестали путешествовать в бывшую Османскую империю. Виной тому участившееся количество терактов, а также напряжённые отношения Турции с Евросоюзом, с Германией в частности.
В общем, и ежу было понятно, что если Турция не хочет опуститься до уровня самых бедных стран Ближнего Востока, отношения необходимо восстанавливать. С ЕС и США не получилось, так как европейцы с американцами никогда не видели в Турции надёжного партнёра. Казалось бы, ничто не мешало Анкаре восстановить дружеский диалог с Москвой. Всё, что необходимо было сделать для этого: извиниться за сбитый самолёт, выплатив компенсацию, — но главенствовал всё же первый пункт.
Турция упиралась долго, но всякому упорству когда-то приходит конец.
24 июня в многострадальной турецкой провинции вспыхнули масштабные лесные пожары, которые начали распространяться очень быстро и непредсказуемо из-за переменчивого ветра. Турецкие власти решили начать эвакуацию туристов и местных жителей.
И здесь вполне логичными мне кажутся два варианта.
Первый. Лесные пожары могли быть инициированы непосредственно представителями турецкого туристического бизнеса. Зачем консервировать отели и сувенирные лавки, работая себе в убыток, когда можно получить компенсацию по страховке и уйти на покой? Ну, или на крайний случай перебраться в более рентабельный регион. Российские санкции нанесли сильный ущерб экономике Турции, однако при всей кажущейся простоте выхода на прежний уровень российско-турецких отношений, Анкара бездействует. Вполне вероятно, что стихийное бедствие таки привлечёт внимание эгоистичной натуры турецких политиков к проблемам туристической провинции.
Вариант номер 2. Как говорил Фрейд: иногда сигара – это просто сигара. Так что, отбросив теории заговора, можно сказать, что пожары в Анталье – это именно стихийное бедствие и никак иначе. Однако это не отменяет того факта, что, как я писал чуть выше, Анкара должна всерьёз задуматься о судьбе этого туристического региона страны. Санкции, да ещё и разбушевавшаяся стихия должны, как бы парадоксально это ни звучало, охладить пыл турецкого президента.
До сих пор не особо понятно, что двигало президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом тогда, когда он решил нанести удар в спину своему давнему партнёру и союзнику. Инцидент со сбитым российским бомбардировщиком можно было бы замять в первую же неделю, принеся извинения, и сделав всё возможное, чтобы такого больше не повторилось.
Однако Турция решила стоять на своём до конца, стараясь выслужиться перед США и Евросоюзом. Вот только Запад отнёсся весьма холодно к подобной инициативе. Евросоюз даже не ввёл безвизовый режим с Турцией, как обещал, оставив мариновать турок в вечном режиме ожидания европейской благосклонности.
Хотя и в отсутствии безвизового режима с Европой виновата сама Турция. Всё, что просил Евросоюз у Анкары, так это поменять антитеррористическое законодательство. Правительство Турции Евросоюзу отказало, ведь без таких жёстких законов турки не смогли бы продолжать борьбу с курдским «сепаратизмом».
В итоге, Эрдоган остался и без России, и без Евросоюза. Влажная мечта о воскрешении былого величия Османской империи пошла прахом. А Германия так ещё и отвесила смачную оплеуху Турции, признав геноцид армян. Эрдоган, как говорится, поплыл.
«Эрдогану хочется вернуть своих потерянных сторонников, но пока у него это плохо получается. Потерянные сторонники – это не только Россия, но и Евросоюз. С Россией отношения будут испорчены ровно до тех пор, пока Турция не примет решений, которые ждёт от неё Россия. Он сам себя загнал в эту ситуацию, растеряв всё, что имел ещё полгода назад. Видимо, Эрдоган возомнил себя на каком-то этапе султаном, но султаном он не является», — прокомментировал сложившуюся ситуацию для сайта «Слово и Дело» политический аналитик и публицист Антон Хащенко.
Видимо, начать восстанавливать отношения Эрдоган решил всё же с России. 27 июня 2016 года пресс-секретарь президента Российской Федерации Дмитрий Песков сообщил, что Реджеп Тайип Эрдоган отправил Владимиру Путину послание, в котором выразил заинтересованность в урегулировании ситуации, связанной с гибелью российского военного самолёта. Эрдоган выразил соболезнования по поводу гибели российского лётчика, отметив, что Турция приложила максимум усилий к эвакуации тела нашего пилота из логова сирийских террористов, которых Эрдоган величает в послании «оппозиционерами». Вроде как, президент Турции даже извинился в послании. По крайней мере, Дмитрий Сергеевич заявил, что слово «извините» в нём было.
К слову, Турция всё же решила идти до победного конца, не став отнекиваться. Хотя могла бы, ведь послание было всё-таки личным. Однако Анкара извинения Эрдогана подтвердила, а премьер-министр Турции сегодня во всеуслышание заявил, что если потребуется, его страна выплатит компенсацию России за сбитый самолёт. Однако тут же опроверг собственное заявление.
Тем не менее, Турция, извинившись, выполнила одно из нескольких условий поставленных Россией. Выплатив компенсацию, она выполнит ещё одно. Похоже, Турция и впрямь решила помириться с Россией.
Вернёмся к Анталье, чей туристический потенциал может перейти в разряд мифов по типу Атлантиды, если не принять соответствующие меры. Турция имеет прекрасную возможность показать свои добрые намерения, запросив помощи у российского МЧС в тушении лесных пожаров. Всё же наши самолёты-амфибии Бе-200 уже не единожды доказывали всему миру своё надёжность, принимая участие в тушении пожаров по всему миру.
«Теоретически Россия может помочь Турции в тушении пожаров, если такая просьба поступит. Мы очень часто помогаем другим странам, несмотря на не всегда дружественные отношения», — заявил специально для сайта «Слово и Дело» политический аналитик и публицист Антон Хащенко.
С этим тезисом сложно не согласиться. Особенно теперь, когда Анкара принесла извинения и готова выплатить компенсацию. Что касается России, то наша страна действительно не редко, игнорируя напряжённую политическую ситуацию, думает в первую очередь о спасении человеческих жизней. Так было, когда наши спасатели эвакуировали американских граждан из Йемена, на которых наплевали собственные власти. Так было, когда Россия безропотно поставила Украине электроэнергию, в которой та нуждалась из-за аварийного отключения собственных АЭС. Так будет и с Турцией. Нужно только попросить. Ведь теперь это не проблема? Будем посмотреть.
Не забудьте поделиться новостью. Отзывы и пинг пока закрыты.