О возможном военном перевороте в Турции говорят уже на протяжении полугода. Если первые выводы экспертов были весьма туманны, то сегодня угроза переворота для турецких властей и общества все более очевидна.
Против политического курса правящей Партии Справедливости и развития выступает множество сил политического, этнического, культурного и религиозного характера. К ним относят кемалистов — последователей светской турецкой государственности, либеральную общественность, костяк которой составляют приверженцы идей «мягкого ислама» Фетхуллаха Гюлена, алавитское меньшинство, курдов и часть военной элиты.
Оппозиция действующему курсу разнородна, но общим знаменателем для всех выступает растущее недовольство Эрдоганом и его политикой. К этому вороху противоречий можно добавить сотрудничество правящей элиты с радикальными исламистами и боевиками Исламского Государства, а также поддержку сирийских туркоманов на пограничных территориях двух государств.
Армия всегда занимала важное место в турецкой истории, выступая в качестве влиятельной силы в политической конструкции государства, не лишенной противоречий.
После распада Османской империи армия Ататюрка отстаивала принципы светской государственности, несмотря на то, что ей предписывалось сохранять нейтралитет в политических вопросах. Четыре последующих военных переворота в Турции оправдывались 34 статьей служебного устава, обязывающей армию защищать республиканский строй государства от излишнего влияния ислама на общественную жизнь.
Последний переворот произошел в 1997 году, причиной которого стало недовольство военных кругов откровенно исламской направленностью правящей Партии благоденствия. Тогда же партия была реорганизована в известную ныне Партию справедливости и развития, которую возглавил будущий президент Турции Реджеп Эрдоган. Он декларировал умеренность политического курса, будучи осужденный за декламирование исламистского стихотворения на политическом митинге. В сельских регионах страны, традиционно близких исламу, он говорил о важности ислама, а жителям крупных городов обещал вступление в Евросоюз.
Для укрощения армии Эрдоган воспользовался Копенгагенскими критериями, разработанными ЕС, согласно которым армия должна подчиняться гражданским силам. В результате этой реформы количество заседаний Национального Совета безопасности — альтернативного гражданскому военного центра силы в Турции — было сокращено с 12 до 6 раз в год. Этот ориентированный на Европу курс расколол армию: часть военной элиты сочли этот шаг предательством принципов Ататюрка. Ослабленная этим поворотом армия не смогла противостоять постепенной реабилитации ислама. Так, в 2012 году Эрдоган отметил запрет на ношение хиджабов в университете и дал право выпускникам религиозных школ поступать в светские учебные заведения наравне с обычными абитуриентами.
В 2007 году глава Генерального штаба генерал Яшар Бююканыт опубликовал накануне выборов письмо, обращенное к исламской политической элите, которую представляла партия Справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Он предупредил, что в случае прихода к власти ориентированных на исламский мир сил, то для сохранения светского государства в политический процесс придется вмешаться армии. Также как она делала это ранее. В результате генерал оказался под следствием за «попытку конституционного переворота», а у власти оказался Реджеп Эрдоган.
После этого турецкая армия прошла еще ряд реформ и чисток и потеряла значительную часть своей мощи. Это вызвало внутриармейский раскол, который пока что явно не проявился, но база, так или иначе, существует. Несмотря на то, Турецкая армия является едва ли не единственным социальным лифтом в турецком обществе для жителей деревень, но внутриполитические и внешнеполитические расклады диктуют свои условия. Это и участие в сирийском кризисе, и поддержка туркоманов, и начало гражданской войны этнополитического характера с курдами.
В совокупности эти факторы могут сыграть злую шутку с действующим режимом власти. Именно поэтому в последних своих выступлениях Эрдоган начал заискивать перед армией, пытаясь сгладить существующие между режимом и военной силой противоречия.
Иван Гог
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.