Президент России Владимир Путин, отдав приказ о начале вывода войск из Сирии, ошарашил иностранные правительства, аналитиков и журналистов. И если европейские политики отреагировали более или менее адекватно, то Вашингтон продемонстрировал всему миру, что Белый дом находится в состоянии ступора.
Заявленная в начале операции цель — окончательная победа над террористами — пока не достигнута, в связи с чем становятся понятны некоторые истинные мотивы российского лидера. Пресса ранее уже просвещала общественность о том, что Россия в Сирии преследует и некоторые другие цели, однако теперь ситуация раскрывается по-новому.
Свой приказ президент РФ озвучил накануне поздно вечером, находясь перед камерами журналистов. Он рассказал, что дал распоряжение главе военного ведомства Сергею Шойгу о начале вывода войск с территории Сирийской Арабской Республики. Он отметил, что поставленная перед военными задача «в целом выполнена». Как ожидалось, вывод начался уже во вторник, 15 марта, когда первые фронтовые бомбардировщики Су-34 и транспортный Ту-154 взяли курс на Родину.
Судя по заявлению президента, его приказ стал неожиданностью даже для Шойгу, так как до этого он успел обсудить данное решение только с главой САР Башаром Асадом. Однако, даже если Путин и позволил себе немного слукавить насчет осведомленности министра обороны, для остальной России и всего мира приказ точно стал полной неожиданностью.
Если верить публикациям некоторых иностранных СМИ, Сирию одновременно с российской бомбардировочной авиацией покинут и отряды «Хезболлы», которые контролируют значительные территории в провинциях Дамаск и Хомс вблизи ливанской границы. Если отвод бойцов «Хезболлы» состоится, это будет означать удовлетворение требований сирийской оппозиции.
Впрочем, масштабы вывода российских войск не следует преувеличивать. На данный момент достаточно сложно сказать, какая часть техники будет выведена из этой страны. Путин заявил, что и пункт материально-технического обеспечения в Тартусе и авиабаза Хмеймим будут работать в прежнем режиме и под надежной защитой с земли, воздуха и моря. Это означает, что в регионе остаются российский флот, истребительная авиация, системы противовоздушной обороны, отряды морской пехоты и пр. Также вполне возможно, что в Латакии останется часть штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков.
Путин выразил надежду на то, что его решение станет сигналом для всех сторон сирийского конфликта и повысит общий уровень доверия. С одной стороны, может показаться, что выводом войск российский президент дал ясный намек Башару Асаду о необходимости вести переговоры с оппозицией. Но с другой стороны, решение может быть направлено и на оппозиционные группы, которых в случае отсутствия доброй воли к переговорам могут признать неспособными к компромиссу со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что касается официальной цели операции ВКС РФ в Сирии, то она так и не была достигнута. Напомним, российские официальные лица говорили о том, что целью России является победа над «Исламским государством», «Джебхат ан-Нусрой» и другими террористическими группировками. А глава МИД РФ Сергей Лавров совсем недавно говорил о том, что российская операция не закончится до полной победы над ними. Однако террористы до сих пор не побеждены.
Конечно, их положение на фронте значительно ухудшилось. Так, сирийская армия близка к тому, чтобы разгромить «Джебхат ан-Нусру» в районе Алеппо. А курды и правительственные силы с двух направлений развивают наступление к «столице» ИГ Эр-Ракке. Но несмотря на это, террористы по-прежнему контролируют половину территории страны и далеки от полного поражения. Это говорит вовсе не о неспособности России достичь заявленной цели, а о наличии других целей, которые не декларировались.
Некоторые аналитики высказывали мнение, что настоящей целью Путина была стабилизация законного правительства Сирии. Если это соответствует действительности, то цель действительно достигнута. В середине прошлого года казалось, что сирийский режим уже вскоре может пасть. Боевики оппозиционных групп угрожали столице страны Дамаску, с захватом которого Асад мог бы укрыться только в небольшом населенном алавитами анклаве на западе страны. На севере и востоке за исключением некоторых курдских районов власть полностью взяли ИГ и другие террористические группы.
Однако после начала российской операции положение на фронтах стало постепенно исправляться. Правительственные войска и ополченцы от оборонительных действий смогли перейти к наступлению. Угроза с Дамаска была снята, также баланс серьезно изменился и на других направлениях. А активная работа российской авиации серьезно затруднила финансирование и материально-техническое снабжение террористов. В результате положение Асада укрепилось настолько, что его немедленной отставки перестали требовать даже на Западе.
При этом стабилизация сирийского правительства стала не единственным достижением Владимира Путина. Если еще недавно нездоровое внимание Запада было сосредоточено на Донбассе и Украине, то теперь об этой стране практически не вспоминают. Также Россия добилась важной дипломатической цели, так как теперь никакие переговоры по Сирии без участия Москвы уже немыслимы. Россия доказала свой статус ведущей мировой державы, которая наравне с Соединенными Штатами решает ключевые вопросы международной повестки дня.
Впрочем, участие в сирийском конфликте обернулось и рядом весьма чувствительных потерь. В первую очередь стоит отметить потерю четверых военнослужащих. Также РФ потеряла 1 фронтовой бомбардировщик Су-24 и вертолет Ми-8. Борьба с терроризмом испортила отношения с Турцией, президент которой Реджеп Тайип Эрдоган выступает в данном конфликте на стороне террористов. Финансовые затраты на операцию оказались совсем небольшими — немногим более $400 млн, что объясняется использованием боеприпасов 80-90-х годов.
При этом Сирия так и не стала для России вторым Афганистаном, что пророчили аналитики и внутренняя оппозиция, а также не превратилась для нашей страны в трясину, хотя именно это обещал президент США Барак Обама.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.