Сегодня три курдских кантона на севере Сирии окончательно оформили свою автономию, создав оргкомитет по подготовке учредительного съезда «системы самоуправления Западного Курдистана и Северной Сирии». В него вошли 13 человек от кантонов Джезире (Камышлы), Кобани и Африн, представляющих всё многообразие национально-религиозного состава сирийского севера, а не только курдов: арабов, армян, туркмен, ассирийцев, халдеев, сирийских чеченцев. Комитет должен подготовить проект системы управления регионом в будущем и быть в контакте с общественностью в связи с решением судьбы региона.
Объявление самоуправления в день старта Женевских переговоров, на которые курдов так и не пригласили, явилось актом политической воли как в адрес Международной группы поддержки Сирии, так и Дамаска. Накануне правительство Сирии выдвинуло условие признания курдской автономии только в том случае, если ПДС (партия «Демократический союз») откажется от притязаний на Африн. Для переговорщиков в Женеве курдская администрация определила свой приоритет – сохранение в составе Сирии в качестве «северного федерального округа» от Камышлы до Африна, а для своих врагов из Иракского Курдистана продемонстрировала отказ объединиться с кланом Барзани.
Создание оргкомитета является лучшей демонстрацией соглашения курдов с Дамаском на единую Сирию. Накануне информагентство Rudaw, подчинённое Барзани, вбросило сообщение о том, что в провинции Хасеке, якобы, произошли столкновения между Отрядами народной самообороны и сирийской армией за зоны контроля на освобождённой от ИГ* территории в окрестностях города Маршо. Однако ни сирийский Генштаб, ни сами курды эту информацию не подтверждают. При этом союзники Барзани из саудовской группы сирийской оппозиции неожиданно признали за курдами «национальную идентичность, права и язык» в качестве части «сирийского народа». Однако в декабре Эр-Рияд проигнорировал Сирийский Курдистан при формировании «высшего комитета по переговорам».
Очевидно, что вокруг Сирийского Курдистана сейчас развернётся новый виток сложной военно-дипломатической игры, завинченный на противоположные интересы внешних контрагентов самих сирийских курдов: Турции, Дамаска, Эрбиля и стоящих за ним НАТО вместе с Саудо-Израильским альянсом. И хотя президент Иракского Курдистана Масуд Барзани накануне заявил, что иракские курды реализуют свою стратегию в одиночку, не распространяя сепаратизм на Сирию, он призвал региональных лидеров стать модераторами в переделе Ближнего Востока. При этом Барзани усомнился в том, что Сирия сохранится в прежних границах.
*ИГ – террористическая организация «Исламское государство» запрещена на территории РФ
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.