Для того, чтобы понять происходящее сегодня в геополитике по отношению к Ирану, нужно разобраться в истории отношений Тегерана, Вашингтона и Москвы в свете новейшей истории.
В какой-то момент, а именно в 1995 году, Иран стал страной нон грата. Началось все с того, что США ввели против этой страны санкции, а также отменили поставки военной техники. И сегодня, спустя 11 лет, Хиллари Клинтон совместно со многими американскими политиками, в том числе и Джоном Керри, все еще с недоверием относится к Ирану, призывая и дальше вводить санкции против страны.
Несмотря на то, что со вчерашнего дня Иран снова стал полноценным участником на мировой площадке, избавившись от большинства наложенных санкций, Штаты продолжают настаивать на регулярных проверках и недоверии к этой стране. Каковы причины такого отношения? Почему Европа поддерживает Америку в этом вопросе? Как Иран стал страной нон грата?
Ответы на эти вопросы кроются еще в XX веке, когда в Иране была найдена нефть, а иранский шах Реза Пехлеви решил модернизировать страну. Сделать это он запланировал посредством Запада, поэтому уже в 1957 году было подписано соглашение с США относительно сотрудничества по атомному вопросу под названием «Атом для мира».
В том же году организовали МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), которое впоследствии стало самым главным врагом для Ирана. В 1963 году страна присоединилась к договору, который запрещал испытывать ядерное оружие в космосе, воздухе и воде. Кроме Ирана договор подписал Советский Союз, Штаты и Великобритания.
И все шло как нельзя лучше до тех пор, пока в Иране не вспомнили о том, что это страна ближневосточная, а Ближний Восток – территория революций и конфликтов. Так, в 1979 году произошла исламская революция, последствием которой стало свержение шаха. И, как известно, новое правительство несет за собой новые правила и новых друзей.
Ядерная программа была приостановлена, а, когда ее реализация снова запустилась, сотрудничество велось уже не с США, а с Россией. Использование ядерных технологий планировалось в медицинской, сельскохозяйственной, промышленной сферах.
1992 год положил начало сотрудничеству Ирана и России, а в 1995 год принес персам санкции США. Америка не могла просить бывшей дружественной стране подобного предательства, но красиво уйти – это тоже не для Штатов. Кроме того, Иран, как и Ирак пытались выйти из клуба нефтедоллара и перевести расчеты за нефть и газ в другие валюты, что сильно подрывало авторитет американской валюты. Всем известно как за это поплатился Саддам Хусейн, но из-за России Иран избежал подобной участи.
Поэтому в 2003 году на Иран с американской стороны посыпались обвинения в тайных работах по созданию ядерного оружия. Так страна и стала злодейской, тогда как Америка снова заявила свою кандидатуру как спасительную для всего мира. Россия оказалась объективным наблюдателем, который хотел бы все решить мирно, спокойно и справедливо.
До 2003 года европейские государства, а именно, Германия, Франция и Великобритания связаны сотрудничеством с Ираном и Россией, поэтому отказываются присоединяться к негативным планам США. Но в 2003 они уже на стороне Америки, пытаются уговорить Иран подписать дополнение к договору о запрете распространения ядерного оружия, что позволило бы МАГАТЭ регулярно проверять строительство иранского АЭС.
Далее присоединяется и Израиль, который покупает у США 5 000 управляемых бомб, 500 из которых необходимы для того, чтобы уничтожить объекты под землей. У Израиля уже был опыт уничтожения ядерного центра в Ираке (1981 год), и Иран мог быть следующей жертвой.
Последующие три года, с 2004 по 2006, проходили в спорах:
Европа и Америка посредством санкций пытались заставить Иран впускать инспекторов МАГАТЭ с проверками в любой удобный для них момент;
Иран возмущался этой несправедливости, потому что остальных ядерных держав такие особенные правила не касались;
Россия старалась наладить понимание между двумя сторонами, предлагая вести разработки на своей территории.
В итоге санкции коснулись Ирана в 2006, 2007, 2008 и 2010 годах. И лишь в 2016-м страна снова может нормально развиваться без груды санкций против нее. Правда, Штаты и спустя 11 лет не могут смириться с тем, что какая-то ближневосточная нефтяная страна не является подконтрольной им (в отличие от Ирака и Ливии, например).
Именно поэтому Хиллари Клинтон заявила, что к Ирану следуют относиться «с недоверием и осуществлять проверку», а Джон Керри согласился с ее словами своим следующим высказыванием: «Мы будем оставаться бдительными при проверке соответствия действий Ирана — каждый час и день на годы вперед».
Совершенно ясно то, что Штаты хотят контролировать ядерное развитие Ирана, причем вовсе не потому, что беспокоятся за весь мир, нет. Опасаются американские политики сотрудничества Ирана и России. Если когда-нибудь противостояние держав (России и США) обострится, то у нас есть дополнительный союзник, довольно сильный, благодаря своим нефтяным месторождениям и ядерным разработкам.
Понятно и то, что Ирану подобное мировое «внимание» претит, ведь другие ядерные державы не подвергаются столь скрупулезной проверке и контролю со стороны МАГАТЭ.
Позиция России тоже справедлива: сотрудничество с Ираном выгодное и плодотворное, но Штаты сложно осадить, а их умение вторгаться в ближневосточные страны известно всему миру. Сохранить целостность Ирана, действовать согласно международным договорам и осадить Америку – это вполне адекватные меры в данном случае.
В этом геополитическом споре ясно видны позиции каждой стороны, вопрос заключается в том, как долго евро-американский союз будет держать нейтралитет относительно Ирана и будет ли вообще…
Автор: Виктория Морозова
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.