История семьи Родиных, воспитывающих 13 детей.
«АиФ-Приморье» уже рассказывал об этой уникальной семье. Тогда в ней было 12 детей в возрасте от трех до 10 лет. А не так давно появилась долгожданная Ульяна.
Родителям часто задают вопрос: «И что, все они – ваши родные?».
«Да, все, Кровные, родные, любимые», – отвечают супруги Вадим и Анна Родины.
Они не делают тайны из усыновления, ведь новички появляются в их доме с разницей в год или два. После нашей публикации к Родиным стали чаще обращаться за советами родители, желающие воспитать приёмных детей. Но стереотипы ломаются нелегко. По-прежнему на супругов смотрят с недоумением. Называют либо «героями», либо «подозрительно странными».
Что даёт творчество?
– Анна, как изменило вашу жизнь, далёкую от скуки, рождение младшей дочери?
– Все старшие дети рвутся помочь, особенно старается трёхлетний Тихомир, он сильнее всех привязан к маленькой Ульяшке. Иногда малышку даже приходится ограждать от лишней опеки. Всё хорошо! С первых месяцев дочь показала себя истинной женщиной: её любимая игрушка – зеркало. Ульяна всех узнаёт, всем улыбается.
– Вы сказали, что недавно «вечеринкой индейцев» отметили день рождения сразу двоих детей. Хватает времени на творческий подход?
– Что поделаешь, в нашей семье дни рождения круглый год, приходится всё время что-нибудь придумывать. Ребятам пришлась по душе экзотическая идея. Перед праздником мы повесили на двери объявление о том, что с племени дома взимается плата – по одному бивню. С непослушных обещали снять скальп. Сантехник прочитал, долго не мог в себя прийти. Но гораздо больший шок вызвали у соседей раскрашенные папуасы, с шумом и гамом выбежавшие на улицу. И, конечно, самые главные торжества для нас – Рождество и Пасха. Учимся Закону Божьему, не зря отец – священник.
Как одолеть одиночество?
– За какими подсказками обращаются к вам родители, желающие взять детей из социальных учреждений?
– Когда мы с Вадимом принимали решение об усыновлении первых детей, для нас была важна поддержка уже состоявшихся приёмных родителей. А теперь и мы передаём бесценный опыт. У меня есть знакомая, которая ещё недавно была уверена, что никогда не сможет взять чужих детей, а сегодня благополучно воспитывает двоих приёмных ребятишек и четверых кровных. Возможно, наш пример сыграл положительную роль. На днях позвонила подруга, пожаловалась на то, что нелегко проходит период адаптации усыновлённого мальчика. Как не помочь советом? Ведь когда-то я была в аналогичной ситуации.
Путь усыновления труден, не всегда получается легко и с первого взгляда. Есть риск ребёнка напрасно обнадёжить, нанести ему психологическую травму. Мы не особенно требовательны, допустим, для нас не играют роли национальные различия. Ребёнок – не овощ в магазине, чтобы его выбирать. Подлинная любовь созидается, приходит со временем, в результате ежедневных усилий.
– Помогает ли на этом пути Школа приёмных родителей или социальные службы сопровождения?
– В Школе приёмных родителей дают полезные знания, там можно многому научиться. К примеру, юридической грамотности процесса усыновления или опёки или психологическим особенностям детей-сирот. Существует много фобий. Некоторые люди боятся, что их условия проживания не подойдут для приёмного ребёнка. Но, прежде всего, нужны не просторные хоромы, а желание помочь. Поймите, ребёнок очень тонко чувствует – любите вы его или нет. Уверена, большинство детей из социальных учреждений страдают от отсутствия элементарной любви. Допустим, один из малышей, которого мы взяли из детдома, долго кричал перед сном. Оказалось, сам себе пел колыбельные. Сегодня Макс – незлобливый, артистичный мальчик. Любит заниматься на спортивном снаряде и играть в семейных постановках. Конечно, в подобных ситуациях помощь специалистов необходима не только в рамках курсов.
– Вы брали детей с особенностями в развитии, проблемами со здоровьем?
– У многих усыновлённых детей тяжёлая судьба. Некоторые истории трагичны. Допустим, одна из девочек жила с мамой, которая приехала из глубинки. Гражданский муж злоупотреблял алкоголем, на глазах у дочери убил мать. Девочка была как обожжённая, долго молчала, не развивалась. Сегодня есть надежда дотянуть её до обычной школы с помощью неврологов, психологов. Отставания в развитии могут быть разными и по разным причинам, в том числе из-за элементарного невнимания. Бывает так, что в пять лет из фруктов детдомовский ребёнок знает только яблоко, из цветов – красный. Наша любимица Лиля ещё недавно была безнадёжно отрезана от общения, тяжело переболела менингитом и в результате потеряла слух. Нам пришлось начать лечение с нуля. Я надеялась, что к ней вернётся слух, но в аппаратах она ощущает лишь вибрацию. С этим нужно просто жить. Сегодня мы с Лилией посещаем специализированный детский сад, где её обучают многому, в том числе языку жестов. Большая радость, что она начала говорить. А ещё она всегда чувствует, когда мне плохо. Допустим, я изо всех сил улыбаюсь, бодрюсь, а она подходит, гладит меня и говорит: «У мамы ва-ва». Чтобы понять Лилю, жестовый язык учим всей семьёй.
– А самый лучший детский дом может заменить родителей?
– Есть очень хорошие воспитатели, отличные директора детских домов, я и сама работала учителем, но ребёнок воспитуемый не свой. К тому же любимый воспитатель может заболеть, уволиться, а родитель никуда не уйдёт. Лучшая реакция новорождённого ребёнка на появление близких людей – улыбка: маме, папе, братьям или сёстрам. В детском доме постоянно меняются лица, не формируется эмоциональная привязанность. Порой дети в социальных учреждениях не видят реальной жизни. Как-то с приёмной дочерью мы впервые пошли в магазин. Она удивлённо спросила «Мама, а почему молоко в пакете?». Девочка с горящими глазами смотрела, как наливают молоко в кружку, потому что в столовой детдома оно было всегда готовым. Часто бывает, что ребёнок, выйдя из детского дома, оказывается не приспособленным к окружающему миру в бытовом, психологическом плане. В последнее время волонтеры любят устраивать для детей-сирот праздники, и это замечательно. Но есть обратная сторона, когда возникает потребительское отношение к жизни, дети привыкают, что им все должны. Не зря существует термин «синдром детдомовца». В семье ребёнка полноценно готовят к взрослой жизни.
– Откуда в вас стремление к многодетности?
– Почему-то многие думают, что мы воспитывались в многодетных семьях. Но это не так. Большую часть нашего детства мы были единственными детьми в семье. Наша семья сложилась многодетной как противление одиночеству, что так не должно быть. Многодетность для нас – большое преимущество.
Когда пора брать ребёнка?
– Анна, я знаю, что вы любите посещать с детьми культурные учреждения…
– Нам идут навстречу, предоставляя за билеты большие скидки, поэтому мы имеем возможность ходить на многие детские концерты и спектакли. Особенно хочется отметить Приморскую филармонию и краевой театр молодёжи. Директора филармонии очаровал Тихомир, полуторагодовалый малыш признался: «Люблю тянцы». Директор сказала: «Собирайте многодетных – своих и чужих – и приходите!». С тех пор воспитываемся на классике.
– И всё-таки откуда деньги на большую семью?
– Есть такое выражение: «Бог даёт ребёнка, Бог даёт и на ребёнка». В войну брали в семьи десятками детей-сирот и всех воспитывали. А сегодня чем лучше благосостояние семьи, тем меньше в ней детей. В престижных микрорайонах Москвы пустуют детские площадки. У нас, слава Богу, получается. Я преподаю в духовном училище, подрабатываю, государство выплачивает пособия, храмы, фонды, общественные организации помогают продуктами, вещами. Таким, как мы, через людей Бог помогает. Проверено опытом жизни. Кто захочет спасти детей, у того всё получится.