Американская сланцевая революция — распространённое с 2012 года в прессе обозначение внедрения в промышленную эксплуатацию эффективных технологий добычи газа из залежей сланцевых пород («сланцевый газ»), а также нефти (легкой нефти низкопроницаемых коллекторов), которое произошло в США в начале XXI века.
Повышение объёмов добычи газа привело к большему предложению на рынке природного газа США и к снижению цен на него в стране.
Масштабное промышленное производство сланцевого газа было начато компанией Devon Energy в США в начале 2000-х, которая на месторождении Барнетт (англ.)русск. в Техасе в 2002 году впервые применила комбинацию наклонно-направленного бурения с протяженными горизонтальными участками и многостадийного гидроразрыва пласта.
В конце 2000-х годов — начале 2010-х годов активно разрабатываются следующие месторождения сланцевого газа и лёгкой нефти низкопроницаемых коллекторов в США: Marcellus, Haynesville, Eagle Ford, Bakken, Woodford, Fayetteville, Barnett, Antrim.
Добыча сланцевого газа в США выросла с 54 млрд кубометров в 2007 году до 319 млрд кубометров в 2013. Для сравнения, весь российский экспорт природного газа в 2013 году составил порядка 230 млрд кубометров.
Добыча легкой нефти из низкопроницаемых коллекторов (Light Tight Oil), при которой применяются те же технологии, что и для сланцевого газа, выросла с небольших значений в 2007 до 2,3 млн баррелей в сутки в 2013 году, а в начале 2014 превысило 3.5 миллиона баррелей в день, составив примерно 4,3% от мировой добычи всех типов нефти. Для сравнения, суточная добыча крупнейших мировых экспортеров нефти, России и Саудовской Аравии, составляет приблизительно по 10 млн баррелей.
Резкое повышение добычи позволило США снизить объемы импортируемых природного газа и нефти и уменьшить стоимость углеводородов на внутреннем рынке.
В 2009 году США обогнали Россию по объемам добычи природного газа. В течение некоторого времени в 2012 году газ в США стоил существенно дешевле, чем в России, которая обладает крупнейшими в мире разведанными запасами газа. В 2012 г. общая добыча газа (традиционного и сланцевого) в США составила 681 млрд м³, в России — 656 млрд м³.
Однако в настоящее время ситуация в корне изменилась. Экономика сланцевой добычи рухнула из-за высокой себестоимости и неэкологичности проектов. Кроме того, выяснилось, что добыча сланцевых углеводородов оказалась очередным финансовым пузырём, который лопнул в связи с понижением цены на нефть во всем мире.
Крупнейшие производители сланцевой нефти в США на фоне падения цен зафиксировали в первом полугодии 2015 года чистый убыток, следует из финансовых отчетностей компаний.
В течение прошлого года все производители работали в условиях высоких цен на нефть. Так, в 2014 году средняя цена марки Brent составила $99,4 за баррель. При этом в июне прошлого года цена поднялась до $115 за баррель. Однако затем цены рухнули на фоне слабого спроса и роста добычи, и к концу года Brent стоил $63 за баррель, а WTI — ниже $63.
Средняя цена на нефть марки Brent в первом полугодии 2015 года составила $59,7 за баррель, в результате чего большинство крупнейших производителей сланцевой нефти в США получили отрицательные финансовые показатели. Так, чистый убыток EOG Resources составила $164,5 млн против чистой прибыли за аналогичный период прошлого года в $1,4 млрд. Выручка компании сократилась более чем в 1,5 раза — до $4,8 млрд.
Whiting Petroleum получила за полгода убыток в $255,4 млн по сравнению с прибылью в первом полугодии 2014 года в $260,5 млн. Чистый убыток Concho Resources составил $113 млн, тогда как в прошлом году за этот период компания получила прибыль в $103 млн. Обе компании уменьшили выручку на треть — до $1,1 млрд и $950,9 млн, соответственно. Отрицательный результат Noble Energy составил $131 млн против $392 млн прибыли в 2014 году, выручка сократилась в 2 раза — до $1,5 млрд.
Только Occidental Petroleum за отчетный период получила чистую прибыль в размере $196 млн против $2,2 млрд.
Именно на американских производителей сланцевой нефти в ноябре прошлого года ОПЕК, отказавшаяся снижать добычу нефти, возложила ответственность за стабилизацию рынка, упавшего к тому времени на 40%. По словам министра энергетики ОАЭ Сухейли Мухаммеда аль-Мазруи, эти компании виновны в избытке нефти на рынке. И решение картеля о сохранении квот на добычу ударило по сланцевой добыче в США, отмечал главный секретарь ОПЕК Абдалла эль-Бадри.
В начале 2015 года аналитики Raiffeisenbank полагали, что сложившийся уровень цен приведет к постепенному сокращению добычи сланцевой нефти в Штатах, а это, возможно, сбалансирует спрос и предложение. Эксперты прогнозировали, что цены на нефть вернутся к уровню, который позволит разрабатывать текущие сланцевые проекты в Америке, но сделает недостаточно рентабельной разработку большинства новых. По их оценкам, такой уровень может находиться в диапазоне $55-65 за баррель.
Однако уже весной компании, добывающие сланцевую нефть в США, в течение нескольких месяцев подряд сигнализировали о готовности увеличить добычу на фоне роста цен. В мае EOG Resources заявила о готовности нарастить добычу, если цены на нефть удержатся на уровне в $65,9 за баррель. Другие добывающие компании говорили о том, что будут увеличивать объем извлекаемой нефти, если цена на нее достигнет $70 за баррель.
Между тем результаты полугодия свидетельствую о том, что Whiting Petroleum приумножила объемы добычи в 1,5 раза — до 24,6 млн баррелей, Concho Resources — на 42%, достигнув показателя в 17,1 млн баррелей, Noble Energy — на 34%, до 25,3 млн баррелей. EOG же увеличила добычу по сравнению с аналогичным периодом 2014 года всего на 5% — до 52,2 млн баррелей, а Occidental Petroleum, прогнозировавшая ранее повышение добычи на 2015 год, по результатам прошедших шести месяцев сократила объем производства почти в 2 раза — до 59,7 млн баррелей, пишет ИФ.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.
О сланцевой революции в США говорят много и часто, и мнения о ее перспективах различаются крайне сильно. Влияние роста добычи нефти и газа в стране очевидно, причем даже на мировой энергетический сектор, но главный вопрос- долгосрочная выносливость.