Реституция нависла над головами украинцев. Политологи считают, что в ближайшее время недалеким революционерам с майдана станет понятно для чего потребовалась евроинтеграция на самом деле.
В соседней Польше уже появилась организация «Реституция Кресов», которая займется возвращением или компенсацией за недвижимость и другое имущество, оставленные после Второй мировой войны на территории современной западной Украины. В Польше эти территории называют Восточные Кресы. Правовые основы к оспариванию прав создает Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, политическая и экономическая части которого были подписаны в марте и июне 2014 года.
Соглашение о реституции – обязательный пункт программы евроинтеграции, заявил глава польской партии «Змяна» Матеуш Пискорский. По его словам, в Прибалтике через это прошли, настал черед Украины. Сейчас около 100 тысяч поляков могут доказать, что они наследники имущества на территории Восточных Кресов. Их родственники проживали там до конца Второй мировой войны.
Политолог Владимир Оленченко отмечает, что с правовой точки зрения, поляки будут настаивать на праве реституции, действующей в рамках Евросоюза.
«Это естественный процесс для тех, кто инициировал вступление Украины в ЕС. Тогда преобладали настроения какой-то благотворительности, альтруизма, создавалось впечатление, что внешние спонсоры руководствуются целями создать какие-то блага для Украины. На самом деле в основе лежат, конечно, интересы экономические, политические и социальные. Польша, наверное, более нетерпеливая и раньше других государств заявила о своих правах», – сказал в эфире радио Sputnik политолог, старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Оленченко.
По его словам, речь идет о западноукраинских землях, которые входили в состав Речи Посполитой, но потом были возвращены в состав Российской Империи. Тогда это была Малороссия, позже – Украина. Эти земли входили в состав Великого княжества Литовского, а когда оно заключило соглашение об унии с Польшей, то в качестве взноса включило западноукраинские, западнобелорусские земли и свою территорию. Поэтому принадлежность этих земель Польше – достаточно спорный вопрос, объясняет политолог.
«Конечно, сейчас в эти исторические моменты польские юристы не будут вникать, они будут настаивать, что в рамках Евросоюза действует право реституции, то есть право восстановления собственности, если она была утеряна по каким-то независящим от обладателя обстоятельствам. Но прошел большой период времени. И вопрос реституции побуждает множество вопросов. А для украинцев это будет неожиданным моментом и объяснением того, чего все-таки от них хотят в ЕС. А хотят там собственности, рынка и рабочей силы. Позже подобные претензии наверняка услышим от немцев и других государств, которые так или иначе были связаны с украинской историей, например, от Венгрии», – считает Владимир Оленченко.
При этом он отметил, что многое будет зависеть от реакции киевских властей.
«Если нынешние власти Украины стоят на защите украинских интересов, то они должны твердо и ясно отвергнуть возможность реституции. Если они временщики, каковыми и кажутся, то они оставят это без внимания и пустят в то русло, в которое предлагает Евросоюз и польские власти», цитирует политолога РИА Новости.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.