Минфин прогнозирует цену на нефть на уровне $90–95 за баррель к концу года, об этом рассказал «Известиям» директор департамента долгосрочного стратегического планирования Максим Орешкин. Ранее Минэкономразвития в своем сценарии макропрогноза на 2014–2017 годы установило более оптимистичный прогноз цены на нефть — $100 за баррель.
— Учитывая, что нефтяные котировки сейчас находятся ниже $100 за баррель и с учетом роста объема предложения со стороны Ливии, то ожидать сохранения $100 за баррель в консервативном сценарии — не совсем правильно, — говорит он.
Также Минфин не согласен с тезисом Минэкономразвития, что Россия имеет шансы развиваться при определенном фискальном стимулировании, о чем вчера заявил журналистам замглавы Минэкономразвития.
— Наш месседж состоит в том, что у нас есть шанс развиваться не по базовому (пессимистичному), а по умеренно-оптимистичному. Для этого помимо взвешенной политики необходимо определенное фискальное стимулирование, — заявил журналистам замминистра экономики Алексей Ведев.
Но, по мнению Орешкина, такой сценарий приведет только к ухудшению макроэкономической ситуации.
— В этом сценарии Минэкономразвития все показатели выглядят несоответствующими экономической теории, — считает он. — Действительно, Минэкономразвития прогнозирует, что увеличение дефицита, который они закладывают на 1% в год, приводит к тому, что суммарный экономический рост в 2015–2017 годах оказывается на 4,6 процентных пункта выше, чем в базовом сценарии, но таких мультипликаторов госрасходов нет нигде в мире, — говорит Орешкин. — И ожидать увеличения темпов экономического роста не приходится: после первоначального положительного эффекта средне- и долгосрочный эффект окажется отрицательным. И последние примеры — Бразилия, которая пошла по пути фискального стимулирования, это только подтверждают. Она после непродолжительного всплеска экономического роста практически оказалась в рецессии.
По подсчетам Минфина, для покрытия увеличенного дефицита потребуется дополнительные $20 млрд в год. С учетом погашения обязательств и базового плана эта сумма возрастает до $60 млрд в год.
— Как это финансировать, где такие объемы занимать — Минэкономразвития не предлагает, — подытоживает Орешкин. — Любое увеличение дефицитов может привести только к краткосрочному росту экономики. А начиная со второго года темпы будут ниже, чем в базовом сценарии.
При этом в финансовом ведомстве разделяют прогноз Минэкономразвития по инфляции, которое повысило его на 2014 год с целевого показателя 6% до 7–7,5% годовых, а на 2015 год с 5 до 6,5%.
Но, несмотря на то что повышение ключевой ставки Центробанка на этом фоне Минэкономразвития считает нецелесообразным, эксперты уверены, что ставка будет повышена уже в сентябре.
— С учетом текущей инфляции мы ожидаем, что уже в сентябре ключевая ставка будет повышена, — говорит главный экономист по России «ВТБ Капитал» Владимир Колычев. — Россияне это сразу почувствуют: ведь он нее зависит целый спектр кредитных продуктов, в том числе и ипотека. И повышение ключевой ставки приведет к удорожанию кредитов.
В текущем году совет директоров Банка России уже трижды повышал ключевую ставку, последний раз — 25 июля он принял решение повысить ключевую ставку с 7,5 до 8% годовых. Весной на фоне обострения ситуации вокруг Украины, сопровождавшейся падением курса рубля и резким увеличением оттока капитала из РФ, Центробанк поднимал ставку дважды: 3 марта — с 5,5 до 7%, а 25 апреля — до 7,5%. Это привело к увеличению ипотечных ставок в среднем на 1–1,5%.
А вот снижение цены на нефть обычные граждане первое время не почувствуют, считает Колышев.
— В случае снижения цены на нефть до $90 дефицит будет покрываться из резервного фонда, поэтому потребности в каком-либо секвестре не будет, — отмечает он. — И в нынешних условиях «копилки» хватит минимум на четыре года. Но мы всё же надеемся, что цена на нефть все-таки стабилизируется на уровне $100–105 за баррель.
Не забудьте поделиться новостью. Отзывы и пинг пока закрыты.