
Российские журналисты
В конце июля в Центральноафриканской республике погибли три российских журналиста: Кирилл Радченко, Александр Расторгуев и Орхан Джемаль. Как выяснилось, они работали на подконтрольную Михаилу Ходорковскому структуру «Центральное управление расследований» (ЦУР). Журналисты Федерального агентства новостей проводят собственное расследование обстоятельств трагедии.
Недавно в их распоряжении оказалась переписка убитых журналистов и их руководителей: главы ЦУР Андрея Коняхина, заместителя главного редактора ЦУР Анастасии Горшковой, журналиста телеканала «Дождь», и внештатного автора интернет-СМИ Republic, сотрудничающего с ЦУР Родиона Чепеля и специалиста ЦУР по мультимедиа Анастасии Кулагиной.
Странности начались ещё на первом же этапе подготовки – оформлении виз. Почему-то журналисты оформляли туристические визы, а не журналистские. Кроме того, Расторгуеву было поручено снять процесс оформления документов, хотя фотосъёмка в посольстве запрещена. Он также отправил Андрею Коняхину справку о криминогенной обстановке в Центральноафриканской республике, из которой следовало, что группе нужна будет вооружённая охрана, но в ЦУР на это промолчали, а Коняхин позже будет говорить, что вопросы безопасности журналистов обсуждались с ООН.
После оформления виз и покупки билетов, нужно было решить проблему с проживанием журналистов в ЦАР. В республике есть хорошо охраняемые отели, но на этом руководство ЦУР решило сэкономить. Поэтому Орхан Джемаль ищет съёмное жильё через сервис airbnb.
Дальше странности продолжаются. 23 июля Коняхин просит журналистов прислать Анастасии Кулагиной фото размером 3х4 для изготовления пресс-карт. Странно, что посылая своих сотрудников в самую опасную страну Африки, руководство ЦУР изготавливает для них не большие и хорошо заметные, а маленькие пресс-карты, да ещё и на английском языке, хотя в ЦАР используются французский и санго. Кажется, никто из троих убитых не говорил на этих языках, а ожидать знания английского от местных жителей при тамошнем уровне образования было нелепо.
Впрочем, как следует из переписки, эти удостоверения и не предназначались для показа официальным властям. Группа Джемаля должна была изображать туристов, которые зачем-то едут в неподконтрольные правительству районы страны. В ЦУР полагали, что здесь-то пресс-карты российских журналистов могут сработать.
Кроме того, Коняхин делает заказ на изготовление знака ООН для автомобиля. Как сообщили уже после гибели Радченко, Расторгуева и Джемаля в московском информцентре ООН со ссылкой на пресс-секретаря миссии ООН в ЦАР, там даже не знали о присутствии группы российских журналистов и, естественно, не давали права на использование символики организации. Кроме фальшивой эмблемы всем троим были изготовлены и поддельные удостоверения волонтёров, подписанные Коняхиным.
К 27 июля, когда группа Джемаля должна была оказаться в Банги, для них был подготовлен маршрут поездки. Удивительно, что до последнего никто толком не знал, что им придётся снимать в ЦАР и с кем общаться. Маршрут, как следует из переписки, составлялся не по достоверным источникам информации, а по какой-то скандальной статье, переведённой гугл-переводчиком.
Из дальнейшей переписки и действий журналистов, которую полностью можно будет прочитать в подробной статье, опубликованной ФАН, следует, что руководство ЦУР, наделав множество сознательных действий, которые сложно назвать ошибками или оплошностями, продолжали совершать их и далее, что и привело Кирилла Радченко, Александра Расторгуева и Орхана Джемаля к закономерной гибели.
Не забудьте поделиться новостью. Отзывы и пинг пока закрыты.